Дефицит агентов писателя: книжный маркетинг — на интернет-магазинах
06 Май 2016, 12:03

Дефицит агентов писателя: книжный маркетинг — на интернет-магазинах

Книга уже успела получить литературную премию, а в продаже ее нет, — об украинском книжном маркетинге CEO интернет-магазина Yakaboo.ua Иван Богдан

Вы задумывались, как вы выбираете книги, которые читаете? Скорее всего, вы следите за книжным рынком, подписаны на пару рассылок от книжных магазинов, точно знаете, что ваш любимый писатель готовит к изданию новую книгу, и ждете ее. А что дальше? Ведь, я уверен, каждого хоть однажды посещала мысль, что где-то издаются книги, которые точно стоят внимания, но вы о них просто не знаете. Как найти её, такую долгожданную? 

Иван Богдан
СEO и сооснователь книжного интернет-магазина Yakaboo.ua

В Европе книжный рынок которой наиболее нам близок, большинство писателей имеют своих агентов. Эти полезнейшие для цивилизованного книжного бизнеса люди делают все то, чем в Украине занимаются сами писатели. От переговоров об издании книг до их промо, а далее — и продаж за границей — все это зона ответственности литературного агента. В игре также участвуют издательства, маркетологи, которые делают так, что каждый второй хочет купить именно эту книгу. Чем занят писатель в этой схеме? Творчеством. Он делает свою работу — качественную литературу, добротную, талантливую, участвует в автограф-сессиях и получает премии. Остальное — маркетологи, пиарщики, отделы продаж издательств, агенты. 

А теперь сравните с ситуацией в Украине. Страна, в которой столько талантов, не может похвастаться ни популярностью украинской литературы, ни особыми успехами в её продвижении в принципе. Книжные агенты? Да это мечта любого писателя! Спросите кого угодно из них, почитайте на Фейсбуке, просто на встрече с писателем спросите, сложно ли у нас продвигать свое творчество. 

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

И да, вы услышите такие истории, что вам и не снились. Просто-таки детективы о том, что книга издана, а в продаже ее нет. И спроса нет. И никак не пробиться в ритейл, зато наград и литературных премий у книги уже несколько. Причина этому проста:  книжный рынок Украины на данный момент все еще находится на этапе формирования, так как и маркетинг книг. Немногочисленные энтузиасты помогают в продвижении, организации встреч с писателями, чтений, мероприятий. Но мы все еще часто сталкиваемся с ситуацией, когда большинство украинцев так и не знают, что на свет появилась новая отличная книга. 

Многие считают, что причиной этому является непопулярность чтения у нас в стране. Вы точно уверены? Наша команда торгует книгами в онлайне семь лет, и компания уверенно растет из года в год. Украинцы хотят читать книги! Возможно, еще четыре-пять лет назад мы как страна были мировыми аутсайдерами по количеству прочитанных в год книг на человека, но сейчас ситуация меняется. Поэтому, спрос есть и он растет с каждым годом, а вот развитие рынка, как я уже упоминал, все еще остается на начальном этапе.

Особенно острая ситуация складывается в последние полтора-два года. Уже в 2014 мы заметили большой рост интереса как к чтению вообще, так и к недавно изданной литературе. Ранее перевес читательского интереса был в сторону детективов и классики, а сегодня, по словам экспертов, интересы меняются вместе с окружающим миром, и люди испытывают интерес и потребность в биографической литературе, хотят читать и модные, только изданные романы. Теперь вспомним то, о чем я уже писал. Именно эта литература наименее известна читателю, а значит — и нашему покупателю. Команда Yakaboo заметила эти новые интересы давно, так как очень внимательно отслеживает все запросы пользователей сайта. Функционал интернет-магазина отлично позволяет узнавать первыми, что интересно аудитории, а будучи самым крупным онлайн-ритейлером, сайт получает тысячи запросов.

Именно понимание того, что книжный рынок Украины еще не сформирован, а культура чтения —низка, привело нас к идее расширения нашей деятельности. Сегодня мы не просто продаем, мы берем на себя часть социальных функций, помогая развивать культурный уровень Украины и повышать уровень образования населения. Последние полтора-два года все наши маркетинговые активности нацелены не на свой бренд. Мы хотим, чтобы украинцы читали правильную, интересную литературу. То, что зацепило нас самих — то мы и рекомендуем. Если вы подписаны на блог компании, вы найдете в нем десятки постов с рекомендациями, что почитать. Таким образом, мы популяризируем чтение и несем его в массы.  И это не всегда бестселлеры, хотя и они встречаются в списках. Часто это интересные, качественные книги, которые просто хороши. Именно на них нацелено наше внимание.  

Также, в апреле мы запустили в радиоэфир передачу на волне Nostalgie 99 FM, ведущим которой стал известный литературный критик —  Юрий Володарский. Из нее слушатель сможет почерпнуть много новой и занимательной информации о современной литературе, различных  литературных событиях, послушать обзор книжных новинок и мнение экспертов этой сферы. Мы хотим рассказывать читателю о литературе.

В начале активного пути книжного маркетинга была идея также основать собственное издательство. Мы и до сих пор работаем в этом направлении, тесно сотрудничая с издательствами и помогая им продвигать книги на рынке.  

Иван Богдан
СEO и сооснователь книжного интернет-магазина Yakaboo.ua

Это же касается и украинской, и украиноязычной литературы. Мы прикладываем усилия, чтобы в нашем ассортименте увеличивался процент книг, изданных в Украине и на украинском языке. В компании также выделено отдельное направление, которое занимается этим вопросом, и ежегодный прирост таких книг в ассортименте составляет 1-2%.

Кстати, такой подход приносит отличные результаты. Мы образовываем свою аудиторию, мы хотим, чтобы о новых книгах, которые «цепляют» нас, знали все. Маркетологи Yakaboo.ua используют различные каналы, чтобы читатели Украины узнали о новинках. Из недавних примеров, расскажу о Книжном арсенале, который только закончился. Мы на своем стенде постарались собрать самые интересные новинки, которые есть в ассортименте онлайн-магазина. В сложившейся ситуации, именно ритейл становится тем рычагом влияния на аудиторию, который действует эффективно. Именно те, кто продают книги, по большей части продвигают литературу в народ, так как у нас есть возможность охватить одновременно большую аудиторию. Ни издательства, ни литераторы в данный момент таких  возможностей пока не имеют. 

Подводя итоги, стоит в очередной раз сказать, что ситуация на книжном рынке Украины довольно непроста. В ней задействовано много сторон: авторы, издательства и книжные магазины, которые сегодня активно работают на будущее, пытаясь сформировать столь важную культурную сферу. И мы работаем в этом направлении, используя все возможности и поддерживая различные проекты. Заглядывая в будущее, нам бы хотелось получить поддержку развития книжного рынка на государственном уровне, перенимая опыт других стран. А сейчас наша команда продолжает каждый день находить все новые и новые произведения, достойные внимания украинцев, и старается рассказать Украине о них. Такой я вижу цель настоящего книжного маркетинга. Мы хотим рассказать о стоящей литературе, и делаем это. 

Расскажите друзьям про новость