Что заработали газетчики
В прошлом году объем рынка прямой рекламы в прессе составил 1,49 миллиарда гривен. Это, по данным Украинской ассоциации издателей периодической печати, на 30% больше, чем в 2007-м.
Наступивший 2009 год будет гораздо скромнее по доходам от рекламы. УАИПП прогнозирует падение рекламного рынка для прессы на 8-10%, а сами продавцы рекламы — в два раза больше.
«Большой разброс в оценках — прямое свидетельство изменений и отклонений от привычного хода вещей, сложившегося в прошедшие несколько лет на рекламном рынке», — говорит Алексей Погорелов, генеральный директор УАИПП. В течение нескольких лет рынок ежегодно рос на 30%. Теперь же ситуация изменилась.
Скрытая реклама на 500 миллионов
Если раньше при подсчетах объемов рекламного рынка считали только расходы на макетную рекламу, то в этом году посчитали и суммы, потраченные компаниями на непрямую рекламу. Получилась цифра, равная 557 миллионам. Так оценили объемы непрямой рекламы респонденты УАИПП — представители 31 издательского дома.
Причем различные вкладки, которые так любят журналы, составили 57 миллионов гривен, а львиную долю в 500 миллионов печатным изданиям принесли материалы без грифа «Реклама».
«Доля скрытой рекламы в прессе — 12%», — считают маркетологи «Сегодня Мультимедиа». А исполнительный директор издательского дома «Пронто Киев» Сергей Чернявский оценивает объем PR-материалов без грифа «Реклама» в 35-40%.
Так что, дабы получить полную картину затрат на рекламу в прессе, к бюджету на макетную рекламу нужно прибавить еще как минимум треть.
Если учесть, что полмиллиарда гривен принес рынку год без крупных всеукраинских предвыборных кампаний, то есть надежда, что президентская гонка в 2009 году частично закроет дыры в рекламных бюджетах многих изданий. Правда, рекламная политическая кампания будет в этом году малобюджетной, утверждают эксперты. Ведь ее организаторы не преминут воспользоваться сложной ситуацией на рынке рекламы.
Что будет с ценами
Еще одной характерной чертой 2009 года станет снижение цен на рекламу в прессе. Тон в этом вопросе задан телеканалами, которые предложили рекламодателям беспрецедентные скидки — в отдельных случаях до 50% в гривне.
«Естественно, рекламодатели будут требовать снижения цены на рекламу в прессе. Более того, есть компании, которые просто не будут включать в медиаплан те издания, цены на рекламу в которых не упали», — считает Татьяна Попова, генеральный директор рекламного агентства Mex. Если прогнозы рекламистов оправдаются, снижение доходов от рекламы негативно скажется на издательском бизнесе.