Что происходило с украинским e-commerce в 2023 году: исследование
01 Мар 2024, 15:48

Что происходило с украинским e-commerce в 2023 году: исследование

В 2022 году рынок онлайн-торговли активно перестраивался и адаптировался после быстрого падения, в 2023 — отыгрывал свои позиции, которые имел до полномасштабного вторжения. Многим игрокам это удалось, но не всем. «Если в 2022 году игроки со всех ниш не рисковали вкладывать рекламные бюджеты на уровне с 2021, то в прошлом году это стало необходимостью», — рассказывает Юлия Яценко, руководитель отдела Исследований и стратегии Promodo.

Объем украинского рынка онлайн-торговли 2023

По данным компании EVO, в прошлом году почти 10 млн украинцев покупали товары онлайн. Из них 1,5 млн совершили свою первую покупку именно в 2023-м. А общая сумма продаж товаров и услуг через Интернет составила более 182 млрд гривен.

Цифры по категориям

Продукты и алкоголь

В 2023 году категория Продуктов и алкоголя — лидер динамичного развития в онлайне. Ритейлеры из этой ниши наконец-то увидели перспективу именно в онлайне. По уровню дохода в долларах рост составил в среднем 65%, если сравнивать с показателями 2021 года. В гривне показатели еще больше: +85%. Но стоит учесть, что активно переходить в онлайн нишевые ритейлеры начали еще с 2022-го и росли постепенно.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь
Источник: отчет агентства Promodo, 2023

«Категория разогналась. Прогнозируем, что в 2024 году количество игроков в этой нише будет расти. Соответственно будет расти и стоимость клика, которая в прошлом году была меньше на 56% показателей 2021», — рассказывает Яценко.

А вот средний чек в долларах, если сравнивать с 2021 годом, просел на 10%. Это показывает, что покупатели, пришедшие или перешедшие в онлайн, выбирают или более дешевую корзину, или заказывают часто и на небольшой чек.

Электроника

Превзошла показатели 2021 и ниша Электроники. В 2023 году доход в гривне вырос на 17%, в долларе — на 2%. Однако в «золотой сезон» ниша все еще не вышла на свои прошлые пиковые показатели.

Источник: отчет агентства Promodo, 2023

Рост по этой категории начался с 3 квартала. Однако в ноябре, в период Черной пятницы, доход в долларах был на 7% ниже, чем в 2021 году. Важно отметить, что в прошлом году один из крупнейших игроков значительно снизил свое присутствие на рынке.

Впрочем, декабрь 2023-го отработал гораздо лучше. В долларах рост составил 5%, в гривне — 32%. «Акционные предложения в Черную пятницу многие ритейлеры не ограничивали лишь последней неделей ноября. То есть фактический сезон распродаж растянулся на декабрь. Это еще раз доказывает, что украинский потребитель сейчас очень чувствителен к скидкам, однако его покупательная способность сохраняется. Также динамика свидетельствует, что Украина подхватила переход на европейскую модель, где концентрация праздников в декабре влияет на рост показателей», — отмечает Юлия Яценко.

Зоотовары

Еще одной нишей, показывающей положительную динамику, стали Зоотовары. Категория ощутимо выросла в онлайне еще в 2022 году и сохранила динамику роста в 2023 году. Однако корзина потребителя остается стабильной. С одной стороны, украинцы не экспериментируют — ритейлерам можно опираться на постоянство показателей, с другой — они пока не готовы переходить на более дорогие товары.

Источник: отчет агентства Promodo, 2023

«А вот рекламные бюджеты, по сравнению с 2021 годом, заметно увеличились. Видим рост в долларах на 76%, а в гривне — почти в два раза. Стоимость клика также выросла больше чем на 50%. Ниша перегрета игроками. В 2024, вероятнее всего, ритейлеры будут пытаться масштабировать именно те товарные категории, которые приносят деньги», — рассказывает Яценко.

Одежда и обувь

Эта категория еще не достигла показателей 2021, однако динамично развивается — взрослые украинцы продолжают покупать одежду и обувь.

«Хотя общее количество потребителей в Украине уменьшилось, в онлайне в этой категории количество покупателей растет. То есть украинцы учатся покупать онлайн одежду и обувь. Конечно же, стимулом стало ограничение доступности офлайн-магазинов», — рассказывает Яценко.

Источник: отчет агентства Promodo, 2023
Детские товары

А вот категория детских товаров падает из года в год и, по прогнозу Яценко, в ближайшей перспективе расти не будет. Доход игроков из этой ниши в 2023 просел в долларах на 41%, в гривне — на 27%.

Источник: отчет агентства Promodo, 2023

Ниша начала оживать только с июля 2023 года, но не достигла показателей 2021-го даже в гривне. По оценке Яценко, из-за вынужденной миграции и депопуляции категория наиболее пессимистическая в украинском онлайне.

Прогноз на 2024 год

  1. Во всех нишах имеется просадка CR (коэффициента конверсии). Показатели 2023-го по всем категориям ниже показателей 2021-го в среднем в два раза. Юлия Яценко прогнозирует, что в 2024 году этот показатель либо останется на уровне прошлогоднего, либо просядет еще. По ее мнению, это происходит, потому что пользователи сейчас больше ищут в онлайне, а заказы делают либо в офлайне, либо по телефону. То есть, более осознанно принимают решения о покупке и остаются чувствительными к цене.
  2. Средний чек в 2023 году в гривне вырос из-за инфляции во всех категориях и будет зависеть от курса валюты в 2024 году. Если не будет резких скачков, то он вырастет только на уровне инфляции. Если смотреть на чек в долларах — он вырос только в нише Электроники. Все остальные категории остались почти на том же уровне, что и в 2021 году.
  3. В 2024 году онлайн-ритейлерам никак нельзя игнорировать платное продвижение в Google или уменьшать инвестиции в SEO и бренд. Выключив один из этих каналов — вы отдадите своих клиентов конкурентам. Сейчас борьба в онлайн только усиливается.

Расскажите друзьям про новость