Согласно отчету Research Dive, объем мировой прибыли в сфере мероприятий за 2019 год оценивался в 1 135,4 млрд долларов. Ожидалось, что в период с 2021 по 2028-й общая сумма вырастет до 1 457,2 млн долларов США. То есть стабильный среднегодовой темп роста составит 23,1%. Но ограничительные меры по предотвращению распространения вируса Covid-19 нанесли огромный ущерб всемирной экономике, в том числе и event-индустрии. Пик запретов пришелся на 2020 год. Увы, эта тенденция сохраняется и в 2021-м. Чтобы остаться на плаву, многие событийные агентства оперативно начали адаптироваться к новым условиям на рынке, искать альтернативные способы предоставления своих услуг. Что же ожидает украинскую индустрию событий в 2022-м?
Последствия карантинных ограничений на рынке event-услуг
Пандемия Covid-19 негативно сказалась на деятельности event-агентств. Ограничения и локдауны перекрыли доступ к проведению массовых мероприятий. До 2020 года событийная сфера в Украине начинала набирать обороты. Она имела все задатки для активного развития, но непредвиденные обстоятельства нанесли сокрушительный удар. Вместо продвижения, event-агентствам пришлось в срочном порядке приспосабливаться к новым условиям на рынке. Так, по различным подсчетам, мировая индустрия мероприятий потеряла за год чуть более 70% прибыли. Некоторые мероприятия, преимущественно выступления артистов, сначала переносились на 2021-й, а теперь уже на 2022-й год.
С оффлайна в онлайн и … назад?
Потребность в проведении «живых» празднований достигла критически низкого уровня. Зато повысился спрос на онлайн-мероприятия. Последние технологические решения позволили событийным агентствам компенсировать часть потерь перейдя на event-услуги в виртуальном режиме. Так, до 30% ранее запланированных ивентов через уже подписанных подрядчиков или новых партнеров были перенесены в новый формат.
Со второго квартала 2021 года тренд на онлайн-события достиг практически пика. Выигрышный билет в этой ситуации вытянули блогеры и платформы трансляций. Так, социальные сети (YouTube, Instagram) и сервисы связи (Zoom, Skype) ощутили реальный бум по числу именно праздничных, а не рабочих онлайн-встреч. Некоторые эксперты озвучивают цифры в почти 200% роста на события инновационного формата.
К сожалению, ряд торжественных мероприятий почти невозможно перевести в онлайн (корпоративы, свадьбы, дни рождения), так как они требуют непосредственного присутствия действующих лиц. Зато есть целый перечень ивентов, которые достаточно просто преобразовать в виртуальную форму. Различные театральные постановки, тренинги, совещания, мастер-классы в новом формате снизили затраты на проведение. А также немного уменьшили финальную стоимость и для потребителя. Например, в том же Instagram прошла волна live-концертов. Хотя, стоит признать, что прибыльность таких выступлений была минимальной.
Конец 2021-го и ожидание “оттепели”
Опрос, проведенный Avenue Event Group, показал: 65% респондентов уверены, что онлайн-мероприятия и дальше будут пользоваться популярностью. При этом, 74% утверждают, что лучше перейти на цифру или внедрить digital-решение, чем отменять еvent. Не все компании по организации мероприятий перешли на новую ступень развития — 26% опрошенных негативно отнеслись к новым условиям на рынке.
Некоторые приверженцы традиционных моделей проведения праздников «заморозили» свою деятельность в надежде на скорое окончание карантина. Но прогадали, распространение коронавируса провоцировало новые ограничения и меры предосторожности. Поэтому убытки этих еvent-агентств были колоссальные. Те, кто сразу начал разрабатывать стратегию онлайн-событий смогли избежать разорения. И даже занять принципиально новую нишу на рынке услуг, перейдя от организации семейных праздников к проведению бизнес-событий.
Важно отметить, что переход еvent-услуг на онлайн-платформу был вынужденной мерой, а не последствием развития технологий. Тем не менее это принесло определенные преимущества. Так, организаторы смогли выровнять свои финансовые доходы, а потребители получили возможность самостоятельно управлять трансляциями.
Чего ожидать event-агентствам в 2022-м?
Адаптация предлагаемых услуг к изменениям на рынке и внедрение технологичных решений позволило многим украинским еvent-агентствам пережить кризис. Разнообразие творческих инструментов и фантазия исполнителей дают возможность демонстрировать стандартные вещи в необычных форматах. Альтернативные варианты предоставления услуг — это возможность для потребителей активно участвовать в событиях не выходя из дома. Онлайн-режим в 2020 году стал спасением для агентств и новым открытием для всей сферы, которым точно будут пользоваться в ближайшем будущем.
Скорее всего, технологичные нововведения пришли бы в событийную отрасль гораздо позднее. Но ситуация, возникшая из-за пандемии, спровоцировала скачок в развитии еvent-индустрии. Это ускорило процесс внедрения инновационных технологий и привело к появлению гибридных моделей организации мероприятий.
Сейчас главным заданием для событийных агентств Украины является постоянный мониторинг рынка услуг.
В условиях постоянного развития важно не остаться «за бортом» прогресса и быть конкурентоспособными. Отслеживание последних тенденций позволит адаптировать их в соответствии с интересами клиентов и в подходящем формате. Предоставляя самые актуальные и доступные услуги, сохраняется возможность остаться на плаву даже в условиях глобальной эпидемии. Стоит только посмотреть на те же Atlas Weekend, которые сначала собрали преимущественно отечественный музыкальный бомонд, а после еще и добавили к классическому формату live-трансляции. Почему? — Чтобы не терять поклонников событий на перспективу.
В начале 2022-го вряд ли состоится полное возвращение к традиционному формату деятельности. Ближе к середине года, возможно, еvent-агентства смогут в полной мере удовлетворить запросы клиентов в проведении праздников с живым общением. А технологические новинки сыграют роль отличного интерактивного дополнения.
Перспективы развития еvent-услуг после пандемии
Еvent-индустрия постепенно возвращается с альтернативными вариантами услуг. Новые форматы принесут владельцам событийных агентств дополнительные инструменты для монетизации своего предприятия:
- расширение охвата клиентов;
- увеличение новых потребителей с платным доступом;
- привлечение рекламодателей, спонсоров, инфлюенсеров;
- снижение расходов на организацию мероприятия.
В ближайшем будущем украинские агентства могут столкнуться с проблемой неоднозначного отношения своих клиентов к традиционным мероприятиям. Исследование LinkedIn показало, что 42% организаторов будут продолжать проводить виртуальные мероприятия, потому что они более экологичны и безопасны, чем личные встречи. Безусловно, многие с нетерпением ждут возвращения «живых» ивентов, но есть и те, кто будет опасаться посещать многолюдные события. Подобные обстоятельства наталкивают на мысль о неизбежном объединении офлайн- и онлайн-проведения мероприятий.
Организация любого события подразумевает наблюдение заказчика за процессом подготовки. В нынешних условиях необходимо предоставлять клиенту выбор: находиться непосредственно на площадке или наблюдать за работой онлайн. Последствия всемирного карантина надолго вселили желание избегать тесных контактов и больших скоплений людей. Поэтому еvent-агентства должны развиваться и расширять свои возможности для взаимовыгодного сотрудничества с потребителями.