Бот или не бот? Вот в чем вопрос
24 Июл 2017, 08:02

Бот или не бот? Вот в чем вопрос

Мы спросили диджитал-pro, когда ожидается повальная чат-ботизация в украинском диджитале

Чат-боты — уже не будущее, а реальность глобальной диджитал-среды, которая по своей эффективности вытесняет традиционный SMM. Если раньше за основу интернет-измерений брали такие понятия, как стоимость за клик или переход, то в будущем многие эксперты предсказывают появление стоимости за возможность общения в мессенджерах. Об этом говорили на Каннском фестивале, поэтому мы решили спросить наших диджитал-специалистов, когда чат-боты прочно войдут в наши мессенджеры и в каких форматах будут с нами общаться.

Марина Корчака
Экс-главный редактор MMR

Мы спросили: 

1. Каннские Львы говорят, что традиционный SMM уже не работает, будущее — за ботами и мессенджерами. Когда ожидать повальной ботизации в украинском диджитале? Поделитесь успешными и не очень примерами внедрения чат-ботов. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

2. Какие форматы контента для ботов вы используете или планируете использовать? На кого из мировых коллег ориентируетесь? 

3. Каким категориям брендов персонализированная коммуникация в мессенджере — must use? А кому лучше не рисковать с общением с клиентом тет-а-тет?

Анна Шевченко, CRM Lead AdproIsobar
 

1. Смотря, о каких чат-ботах идет речь. Если мы говорим об уровне западных коллег, где стремительно развиваются боты с искусственным интеллектом, то Украине еще работать и работать. Дело в том, что практически все готовые решения для machine learning оптимизированы только под западный рынок. Так, например, технологии natural language processing (распознавание и обработка текста) заточены под англоязычную среду, русский язык они не поддерживают. Разработать же собственное решение с искусственным интеллектом могут позволить себе в Украине только такие IT-гиганты, как «Киевстар», ПриватБанк и т.д. 

Но есть еще условно «простые» чат-боты. В их основе заложено готовое «дерево вопросов-ответов», когда пользователю всегда предлагается несколько вариантов ответа на выбор, а написать свой текст он просто не может. Такие чат-боты появляются уже сейчас и действительно будут только набирать обороты в ближайшее время. Ожидаем, что о более или менее повальной ботизации можно будет говорить к концу 2019 — началу 2020 года. 

Как и любая диджитал-ориентированная компания, мы видим этот тренд и также начали развивать направление чат-ботов. Но о кейсах нам говорить еще рано, эти проекты пока в стадии разработки. Из успешных кейсов коллег по рынку (помимо уже всем известных «Новой Почты» и WOG) могу отметить нового чат-бота CoinyPay от ресторана Dogs&Tails. Он высылает ваш счет прямо в Facebook Messenger, где его можно сразу же и оплатить. 

Ожидаем, что о более или менее повальной ботизации можно будет говорить к концу 2019 — началу 2020 года

Анна Шевченко
CRM Lead AdproIsobar

2. Мы не ориентируемся на формат контента. Чат-бот — это инструмент, который помогает автоматизировать предоставление контента, каким бы он ни был. Это, скорее, простота и удобство получения информации. Так, например, у нас сейчас в разработке чат-бот, который помогает поставить диагноз. В нем пользователь последовательно отвечает на вопросы о характере боли и сопутствующих симптомах. И в зависимости от этих комбинаций чат-бот ставит 1 из 20 предполагаемых диагнозов и подсказывает специалиста, к которому нужно обратиться. Огромная экономия времени 🙂 Таким образом, мы отталкиваемся больше от тех бизнес-потребностей, которые ставятся перед ботом, а не от контента.

3. И снова таки, говорим только о чат-ботах без искусственного интеллекта. Must use всем, кто в состоянии унифицировать полезную информацию для клиентов и предоставлять ее автоматически (по запросу), избавив клиента от необходимости искать что-то самостоятельно: статус заказа, баланс бонусов, актуальные акции, результаты розыгрыша, что сейчас в эфире, поиск ближайшей торговой точки и т.д. и т.п.

А в общем, сложно найти бизнес, которому чат-бот не нужен или даже противопоказан. Потребитель сейчас требователен, ответы хочет получать очень быстро, искать информацию самому ему лень. Каждый бизнес должен задуматься над тем, может ли он как-то облегчить клиенту процесс получения информации? И если да — одним из вариантов решения вполне может оказаться чат-бот.

Владимир Галика, СЕО Engine Digital 

1. SMM работает — и с каждым годом все лучше, поэтому пользователи хотят получать быстрые и прямые ответы от брендов. Боты для этого подходят идеально. Их расцвет в Украине будет через 1-2 года, уже достаточно платформ и возможностей для технической реализации — вопрос только в смелости и готовности брендов. У нас сейчас 3 проекта в разработке, хотя, я считаю, что почти каждому из наших клиентов бот будет полезен для разных задач. 

Успешный пример — наш собственный бот, который появился весной и до сих пор проводит опросы пользователей ФБ. Мы очень быстро и в простой форме получаем данные, которые помогают в разработке стратегий, подготовке предложений. Неуспешных примеров знаю много, называть их не совсем корректно. Но всех объединяет одна фраза: «Спасибо за предложение, но мы решили написать бота сами, у нас айтишники уже почти доделали». 

Расцвет чат-ботов в Украине будет через 1-2 года, уже достаточно платформ и возможностей для технической реализации — вопрос только в смелости и готовности брендов

Владимир Галика
СЕО Engine, экс-руководитель digital-практикой SPN Communications

2. В мире мы смотрим больше на e-commerce и ритейл-проекты — чаще их создают не рекламные агентства, а IT-компании. Но, хочу сказать, несколько самых крутых студий разработки есть и в Киеве, например, наши партнеры Unibot — просто посмотрите их проекты.

В целом, контент — это не про чат-ботов, про них — механика и логика работы. Чат-боты сейчас нужны для выбора товара или услуги, их заказа, для быстрой идентификации товара в оффлайне (через QR-код), для платежей (это уже возможно и отлично работает), для оперативной и точной обратной связи. Вот в этих направлениях и работаем. Развлекательных чат-ботов, где важен контент, мы пока не делаем, не вижу необходимости сейчас.

3. Ритейл, общепит, все бренды, где важен трекинг и есть быстрые онлайн-заказы — обязательно. Техника, FMCG, финансы — тоже нужно, для них есть крутые механики (скоро покажем), но готовиться надо детальнее, очень серьезно продумывать механики и адаптировать (в том числе) и внутренние процессы.

Иван Кучеренко, Managing Partner DIEVO digital evolution agency

1. Смотря, что называть SMM ☺ Если говорить о классическом ведении сообществ в соцсетях — то это работало, работает и будет работать до тех пор, пока соцсети существуют. Другое дело, что меняются требования к контенту и правила взаимодействия с аудиторией. Чат-боты — это один из новых интерфейсов донесения контента до аудитории и взаимодействия с ней. И этот интерфейс может работать в том числе в рамках страницы бренда в соцсети. И при этом дополнительно быть инструментом продаж. Мессенджеры расширяют возможности классического SMM и позволяют вести более персонализированную и, можно сказать, интимную коммуникацию с потребителем, которую, к тому же, можно еще и автоматизировать посредством чат-бота. 

В Украине в этом плане все только начинается, пока еще слишком мало брендов могут похвастаться эффективным опытом работы с этим инструментом. Ну и от «повальной ботизации» наших рекламодателей, как всегда, будет сдерживать цена вопроса. Ведь правильный чат-бот подразумевает как креативную часть (идею, контент), так и программирование логики/сценариев. А если делать уже совсем хорошо, не в формате предзаданных вариантов ответов, то также нужно прорабатывать и лингвистику с обучаемостью, но это достаточно хлопотно и не всегда целесообразно. 

В пятницу мы запустили нашего первого чат-бота для бренда Johnnie Walker. Результатами будем готовы поделиться через месяц, а пока можете попробовать пообщаться с ним по адресу https://m.me/JohnnieWalkerUkraine и, возможно, выиграть приятный сюрприз от бренда ☺ 

От «повальной ботизации» наших рекламодателей, как всегда, будет сдерживать цена вопроса

Иван Кучеренко
Управляющий партнер агентства цифровых коммуникаций DIEVO

2. В первую очередь тот контент, который будет интересен и понятен ЦА. Основой для всего, как известно, является слово (текст), и в чат-ботах это особенно уместно, ведь изначально мессенджер — это интерфейс для текстового общения. Конечно же, просто текст скучен без emoji, картинок и гифок, поэтому важно задействовать и их. 

При создании нашего чат-бота для Джонни мы, конечно же, учитывали опыт как глобальных коллег, так и того, что было сделано в Украине, дабы постараться учесть все нюансы и особенности этого нового инструмента. Одним из немногих кейсов, который нам понравился, был Mr. Miles от KLM. Они придумали своего виртуального персонажа для общения с пользователями, который задавал им вопросы, побуждал к действию и позволял выиграть мили на путешествия. В нашем случае не пришлось придумывать воображаемого героя, ведь Johnnie Walker и так очеловечен. 

3. Я бы не привязывался к какой-то определенной категории, а шел от целей, которые вы хотите решить посредством данного инструмента. Получить возможность быстро обрабатывать сообщения пользователей на странице, если вы популярный FMCG/телеком бренд, либо привлечь новую аудиторию (или оживить существующую) через активационную механику, а возможно, продавать через мессенджер, если у вас уже работают онлайн-продажи. Аудитория мессенджеров будет только расти, и этот фактор важно учитывать. Тот же Viber по своей популярности уделывает оставшиеся в Украине соцсети и также позволяет подключать чат-ботов. К примеру, возьмем категорию пластиковых окон — в сосцетях они не очень популярны, в отличие от поиска. Но даже тут мессенджер вам может пригодиться. Создайте чат-бота, который поможет пользователю подобрать профиль, рассчитать стоимость и сроки производства и тут же заказать выезд мастера для финальной оценки — и, возможно, вы привлечете новую аудиторию. Хотя с технической стороны это будет всего лишь дублирование функционала вашего онлайн-калькулятора с сайта, немного грамотного копирайтинга, несколько часов программирования логики и, конечно же совсем, чуть-чуть магии ☺ .

Алина Фролова, СЕО RAM 360 Agency 

Искренне не думаю, что Каннские Львы так говорят ☺. SMM является одним из каналов, его результативность зависит исключительно от навыков и опыта тех, кто его использует. Боты — это тоже часть SMM, как и мессенджеры. Просто каждый раз при возникновении новой технологии или канала все почему-то считают, что пришел мессия и всех спасет. Помните, как в известном фильме много лет назад герой, который работал на телевидении пророчил, что умрет театр, радио, все умрет, останется одно сплошное телевидение… 

Поэтому… В смерть SMM я не верю. 

Ботизация — уже происходит. Мы все говорим с ботами ПриватБанка, да и любого другого крупного контакт-центра, меня приветствует бот «Укринформа», каждый раз когда я захожу туда. Мои друзья создали бота для работы с потенциальными клиентами онлайн. Просто это нормальная удобная технология, которая должна интегрироваться в ежедневную жизнь. Их предназначение такое же, как в системах автоматического обслуживания, — обработать типовые запросы без привлечения более дорогого ресурса — людей. 

Что касается использования ботов в рекламных целях — да, это один из возможных инструментов. Мне, например, очень понравилась кампания KLM с таким очень симпатичным ботом Mr. Miles, который был интегрирован и в видео, и другие активации.  

Вообще, люблю KLM за сервис и продвинутость. Тут есть больше информации о том, как они используют мессенджеры и ботов. 

Теперь они через мессенджер присылают мне посадочные талоны и оповещения. Удобно. 

Поэтому все зависит от вашей фантазии и умения правильно использовать инструменты. А успех зависит не от мессенджера, а от наличия понимания и стратегии коммуникации. Ну, и готовности попробовать новое.

Боты — это тоже часть SMM, как и мессенджеры. Просто каждый раз при возникновении новой технологии или канала все почему-то считают, что пришел мессия и всех спасет

Алина Фролова
Director StratcomUA, Глава правления МАМИ, член правления ВРК, советник министра информполитики Украины, CEO RAM 360 Agency

Ярослав Ведмидь — основатель и руководитель Postmen (Украина) 

1. Ботизация в украинском диджитале уже давно началась («Киевстар», ПриватБанк). Пока развитие ботов в соцсетях сдерживал как низкий уровень менеджмента внутри ряда украинских компаний, в том числе интуитивный маркетинг, вместо опоры на алгоритмы, данные и исследования. Сегодня распространены простые механики, когда в соцсети переносят алгоритмизированные гайдлайны колл-центров. Будущее за креативными механиками и искусственным интеллектом — например, на базе облака IBM Watsons, которое позволяет построить обучающуюся нейросеть и вывести на новый уровень автоматизированные службы поддержки клиентов и продаж. 

Все в мире и Украине меняется прямо на глазах. В Украине дополнительным драйвером стал рост Facebook — сегодня это соцсеть № 1 с более 8,5 млн. пользователей. Мы в Postmen начали сотрудничество в этой сфере с Wandlee (Польша) на украинском и европейском рынке. Первые кейсы мы озвучим и покажем уже осенью для наших клиентов «Планета Кино» и «Буковель».

Будущее за креативными механиками и искусственным интеллектом — например, на базе облака IBM Watsons

Ярослав Ведмидь
основатель и руководитель Postmen (Украина)

Данил Билецкий — директор по развитию бизнеса Wandlee: 

В Wandlee за год мы запустили около 20 ботов в Польше. Самые интересные кейсы — для телеканалов TVN и Nickelodeon. Возможно, боты — единственное, что может спасти рынок телевидения от стагнации. 

В игру Milionerzy для польской версии «Who wants to be a millionaire» За месяц сыграло 360000 уникальных пользователей, что довольно неплохо, учитывая отсутствие вознаграждения. 

Девочке-роботу Франки дети прислали 11 000 000 сообщений в течении месяца, что является неплохим показателем ER для ботов. 

2. Все зависит от целей и рынка клиента. Банки, страховые компании и телекоммуникации используют в основном сбор лидов. 

Бот продает оптоволокно. Да. это работает. 

Allegro продает, обслуживает клиентов, а также является продолжением имиджевой рекламной кампании.
В будущем планируем более персонализировано работать с разными ЦА и поведенческими кластерами. 

3. Любая B2С компания со страницей на FB может сократить издержки на обслуживание клиента, найти новых или наконец-то провести конкурс с механикой, отличной от Like&Shere. Бот может написать любому человеку, оставившему комментарий, или отвечать на определенные комментарии. 

Тет-а-тет, наверное, останется незаменим для некоторых сегментов B2C, ну, и компаний, не способных четко структурировать свою деятельность и понятно объяснить свою ценность. Но это не точно.

Расскажите друзьям про новость