Вы сказали, что знаете, как работают медиа и что они хотят. И чего же хотят западные СМИ? Какие способы заинтересовать иностранных журналистов?
Качественные западные медиа хотят того же, что и качественные украинские или любые другие издания. А именно — получить контент, который будет соответствовать их тематике, редакционной политике и формату, и поможет решить две задачи: привлечь новую аудиторию читателей и рассказать что-то интересное, полезное и развлекательное уже существующей аудитории.
Задача СМИ, которое является бизнесом, — заработать на своей аудитории. Либо напрямую, получая деньги за подписку, членство или продажу аудитории каких-либо товаров и услуг; либо же косвенно — продавая эту аудиторию рекламодателю, чтобы уже он мог читателям предложить товары и услуги.
Поэтому способ заинтересовать западных журналистов прост и понятен — предложить им идею контента, который понравится их читателям и будет соответствовать изданию по формату и теме.
Какие замеры вы делаете в пиаре для IT: в чем заключатся коммуникационная стратегия, репутационная составляющая?
Мы не создаем коммуникационные стратегии в классическом понимании этого слова. Наш продукт мы назвали медиа-стратегией. Мы анализируем задачу клиента, подбираем под эту задачу издания, которые помогут её решить; анализируем контент изданий и придумываем темы материалов, которые могут как заинтересовать издание, так и решить задачу клиента.
Клиент получает от нас документ, в котором прописан перечень изданий, потенциальные темы материалов и тезисы к ним, контакты журналистов издания и шаблон холодного письма в эти редакции.
Клиент самостоятельно связывается с отобранными изданиями, предлагает им темы статей. После того, как статьи согласованы, мы можем помочь их написать, — найдем IT-журналиста, который является носителем языка, проинструктируем его, оценим получившийся текст с точки зрения решения поставленных задач, и передадим клиенту материал, уже готовый для публикации.
Показатель эффективности нашей работы — количество статей, опубликованных благодаря нашей медиа-стратегии. Мы создали исключительно практический, рабочий инструмент, который помогает быстро и эффективно получить публикации в целевых СМИ.
Замерами аудитории и репутационных составляющих мы не занимаемся — мы маленький нишевый консалтинг, а исследования это продукт, который предоставляют клиентам большие PR-агентства.
Откуда уверенность, что проект полетит? От чего отталкивались при формировании прайс-листа?
Проект полетит, поскольку спрос на подобные услуги очень большой — за первые сутки к нам поступило более двух десятков заявок на сотрудничество. В Украине есть множество талантливых инженеров, программистов, ученых, предпринимателей, дизайнеров, которые делают крутейшие конкурентоспособные на мировом рынке технологические продукты, но не до конца понимают, как их продвигать на Западе. Мы можем в этом помочь.
В чем отличие медиа-стратегии для стартапов от аналогичных правил масс-маркета?
Отличие в теме. Есть СМИ, которые пишут про технологии, и их в мире много. Есть СМИ, которые пишут про масс-маркет — таких медиа тоже хватает.
Для того чтобы качественно разрабатывать контент, необходимо разбираться в теме, о которой пишешь. Со-основатель нашего консалтинга Тимур Ворона уже 7 лет работает в IT-журналистике, пишет для таких крупных изданий, как The Next Web, vc.ru, AIN.ua и прочих. Я же технологиями интересуюсь очень давно, а в последние 1.5 года занимаюсь тем, что консультирую технологические компании в вопросах маркетинга и PR.
Мы любим тему, в которой работаем, и знаем, как интересно рассказать и написать о сложном технологическом бизнесе.
Ваш ТОП-5 правил и табу в продвижении стартапов на западные рынки
Не рассылайте всем подряд шаблонные пресс-релизы, в которых нет релевантной изданию новости. С вероятностью в 99% ваше письмо отправится в спам
Не пишите одинаковые письма журналистам. Чтобы заинтересовать человека, используйте «крючок», который подцепит именно его — сошлитесь на тексты автора, которые близки вашему продукту по теме, или на его интересы, указанные в профиле.
Не пишите непрофильным журналистам и в непрофильные редакции. Если вы делаете носимый гаджет, а напишете автору, который специализируется на облачных технологиях и больших данных, то ответа точно не получите, а вполне возможно заработаете еще и парочку проклятий за то, что отняли время
Привлекайте профессиональных авторов к написанию текстов, особенно если вы не носитель языка. Что отличает качественный текст от некачественного — тема для отдельного большого рассказа. Поэтому просто поверьте на слово — редактор плохо написанный текст видит сразу и скорее всего отправит его в мусорную корзину. Чтобы этого избежать, делегируйте написание текста профессиональному журналисту.
Если вы управляете стартапом на ранней стадии, не делегируйте общение с прессой внешним агентствам. Журналистов раздражают пиарщики, которые после каждого вопроса несутся уточнять детали к основателю — теряется время, сбивается темп разговора и работы. Лучше всего о своём проекте журналисту расскажет фаундер, а к публикациям в СМИ стоит относиться как к биздеву — ведь это важная часть бизнеса, и одна публикация может дать больше эффекта и продаж, чем прочие традиционные методы.
Какие медиа-приемы и каналы никогда не сработают для IT?
Есть разные типы IT-бизнесов. Одни, как Розетка, продают товары миллионам людей, и им надо рекламироваться на ТВ и в метро, чтобы охватить максимальную аудиторию. Другие могут разрабатывать софт для запуска космических кораблей, и среди их потенциальных клиентов — лишь пару десятков компаний по всему миру, и им скорее важно грамотно налаживать прямую коммуникацию с клиентами.
Каждый случай индивидуален, и нужно подбирать те каналы и приемы, которые максимально качественно и эффективно решат поставленную задачу.
IT-релиз, который хочется печатать: что внутри?
Внутри — грамотно написанная и поданная новость. Причем новость, интересная именно аудитории того издания, в которое пришел релиз, и соответствующая изданию тематически.
То есть если вы пришлете в IT-издание новость о том, что Ким Кардашьян сделала пластическую операцию, то скорее всего среди читателей найдутся люди, которые на такой заголовок кликнут. Но поскольку издание не об этом, то и новость не опубликуют.
Лучший способ проверки качества новости озвучил Леонид Бершидский в книге «Ремесло», он называется «кулерный тест». Представьте, что вы вышли на кухню в офисе и встретили там коллегу. Захотите ли вы ему пересказать новость, о которой написали релиз? Захочет ли коллега рассказать эту новость своему коллеге? И самое главное — захотят ли читатели издания, в которое вы отправляете релиз, пересказывать новость своим друзьям?
Если вы точно уверены, что ответ положительный, то отправляйте свой релиз редактору и ждите публикации.