Как вы относитесь к тому, что сайты отслеживают пользователей блокировщика и закрывают таким доступ к своим сайтам?
Конечно, выбор остается за сайтами. Но недавно я был на мероприятии с участием рекламодателей и издателей, где один уважаемый эксперт по рекламе, профессор, назвал такой подход «глупым». Почему? Ответ простой: блокируя доступ, издатель рискует потерять доверие пользователей и трафик. Все сайты, которые использовали такой подход, теряли пользователей. Почему бы вместо этого не бросить силы на создание более качественной рекламы, которая понравится пользователям?
Есть компании, которые разрабатывают блокировщиков «блокировщиков» рекламы. Следите ли вы за такими софтами, вносите ли изменения в свой продукт с учетом их появления?
Такие продукты работают против пользователей. У аудитории должна быть возможность блокировать рекламу, которая не нравится. Такие софты — как минимум, неудачная попытка оседлать тренд, а как максимум — грубое нарушение прав пользователей.
В какую сумму оцениваете недополученные сайтами деньги от рекламы? От какого количества баннеров вы спасли глаза пользователей?
Мы такую статистику не ведем. Однако сегодня объем блокировки рекламы активно растет. По данным отчета уже упомянутого мной PageFair, только в мобайле за прошлый год число пользователей, блокирующих рекламный трафик, увеличилось на 108 миллионов, и уже к декабрю 2016 года насчитывало 380 миллионов пользователей. Наибольшая часть из них находится в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но мы ожидаем, что в таких странах, как Россия, Германия и США пользователи оценят преимущества мобильной блокировки рекламы уже начиная с этого года.
Какую именно рекламу пользователи готовы видеть?
Наше совместное исследование с Ipsos показало, что пользователи считают приемлемой контекстную рекламу, текстовые сообщения и ненавязчивые баннеры. Однако им мешают такие форматы, как анимированная реклама, блоки с автопроигрыванием видео или звука, всплывающие или разворачивающиеся окна, прероллы в видеороликах, реклама, перекрывающая контент, форматы Flash или Shockwave и так далее. Последнее исследование Coalition for Better Ads показало в основном то же самое.
Расскажите, какую рекламу вы считаете приемлемой и не блокируете?
Изучив предпочтения пользователей, мы сформулировали понятные критерии, по которым можно определить, приемлемая реклама или нет. Прежде всего, реклама не должна нарушать взаимодействие пользователя с контентом. Такие рекламные сообщения располагаются над редакционным материалом, под ним или сбоку от него. У пользователя должна быть возможность закрыть рекламу и видеть четкую маркировку, которая предупреждает о том, что это спонсорский контент.
Что касается размеров рекламы, то она должна занимать не более 15% от первого экрана страницы и не более 25% от видимой части последующих экранов. Конечно, есть и специфические требования к форматам – например, такие форматы, как излишнее выделение цветом или шрифтами, не допускаются, а изображения должны быть ненавязчивыми. С полной версией критериев рекламодатели всегда могут ознакомиться на нашем сайте.
Недавно мы передали управление этими критериями независимому комитету, так что они могут принимать cтандарты, которые мы ввели, делать их объективнее и лучше.
Какие не-баннерные рекламные форматы вы считаете самыми ненавязчивыми и при этом эффективными?
Один из самых перспективных форматов, безусловно, это нативная реклама. Когда пользователю предлагается полезный контент, созданный профессиональными авторами при участии бренда, отношение к такой рекламе более лояльно. Но и такой формат подачи рекламы обязательно должен быть маркирован как реклама, чтобы не вводить пользователей в заблуждение.
В каких странах ваш продукт наиболее популярен?
Блокировка рекламы – актуальная тема по всему миру. По данным PageFair, на март 2016 года, сервисами для блокировки рекламы на мобильных устройствах пользовались свыше 116 миллионов человек в Китае, 89 миллионов в Индии и 28 миллионов в Индонезии. Почти 9 миллионов пользователей в Европе и Северной Америке пользовались мобильными блокировщиками ежемесячно. Что касается Adblock Plus, большинство наших пользователей – из США. Сервис также активно проникает на рынок Польши. Исторически сервис пользуется популярностью в Польше и центральной Европе.
Что вам помогает выигрывать суды, какие аргументы ключевые при участии в судебных заседаниях?
У нас есть принципиальная позиция: мы защищаем права и интересы пользователей. Вообще, суды против блокировщиков пытаются запретить блокировку рекламы, но мы представляем её как фундаментальное право пользователей. У пользователей должен быть выбор, блокировать рекламу или нет, а рекламодателям стоит уделять больше внимания повышению качества рекламы, чем судебным разбирательствам с блокировщиками.
Как относитесь к тому, что вас удалили из Android и планируете ли вы что-то делать, чтобы вернуться туда?
Это было давно, и продукт мы больше не поддерживаем. Мы фокусируемся на разработке Adblock Browser для Android и iOS – сервис доступен в обоих магазинах приложений.
Каковы ваши планы по дальнейшему развитию?
Наши приоритеты на 2017 год – это дальнейшее совершенствование Adblock Browser, сервис Flattr, приложение для сертификации приемлемой рекламы Acceptable Ads Certification Tool. Мы хотим дать пользователям реальные инструменты контроля над их опытом работы с онлайн-контентом, чтобы интернет был свободным и именно таким, каким они хотят его видеть. При этом – и об этом критики забывают слишком часто – мы стремимся и к тому, чтобы интернет был прибыльным для рекламодателей. И над этим мы должны работать вместе.