Анна Давиденко: «Чтобы выстроить личный бренд, ты должен быть личностью»
14 Июн 2021, 12:34
PR

Анна Давиденко: «Чтобы выстроить личный бренд, ты должен быть личностью»

Анна Давиденко — представитель нового поколения PR-специалистов, которые не боятся критиковать и открыто говорить о факапах. Давиденко специализируется на личном брендинге и работает в нише персонального PR с Гариком Корогодским, Владимиром Дантесом, Мишей и Дашей Кацуриными. На Антикризисном PR марафоне Анна говорила в том числе о расхождении во взглядах между разными поколениями PR-щиков. Обо всем этом и, главное, о том, почему не всем нужно становиться публичными — в интервью для MMR.

Новая генерация пиарщиков — кто эти люди? Чем они отличаются от тех, кто в профессии 15-20 лет? Потому что есть ощущение того, что ваше поколение — это люди вне времени, вы не боитесь критики и критиковать, вы адаптируете ценности под обстоятельства.

Мне очень откликается история про критику и правда не нравится то, что в PR-среде не принято критиковать. Вернее — в лицо тебя хвалят, а критику и негодование высказывают где-то за спиной. Это очень сильно раздражает, потому что наше поколение как публично хвалит, так и критикует проекты друг друга. И мне такая этика ближе. И когда кому-то из коллег постарше я говорю, что, на мой взгляд, есть недоработки, то прям ощущаю, что нанесла личную обиду. Хотя между профессиональной критикой и личным нет ничего общего.
На таких ивентах, как PR-марафон, мне всегда сложно выступать, потому что я боюсь какой-то своей репликой вызвать неоднозначную реакцию и обидеть кого-то.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

У меня был опыт, когда я публично покритиковала работу коллег из достаточно большого бренда. Через год мы с командой «Жизнелюба» пришли к этой команде с предложением о партнерстве, и нас достаточно жестко отфутболили, а директор по маркетингу сказала, что у нее со мной конфликт. Я долго пыталась вспомнить о чем речь, и оказалось, что его суть в моем нелестном отзыве.

Какие ценности на рынке PR сегодня востребованы?

Есть тренд на кардинальную честность. Многие большие бренды, связанные с рынком IT и стартапов пропагандируют эту ценность: даже если твой руководитель неправ, ты можешь ему об этом честно сказать, но не в формате претензии, а в формате личного ощущения ситуации. Например, это прописано в корпоративной культуре Netflix. Любой сотрудник, имея компетенцию, может указать на ошибки старшему коллеге. Вернее, это даже часть работы давать такой фидбек.

Как не перейти тонкую грань между кардинальной честностью и хайпом?

Скрытой агрессии на рынке хватает, а здравой, аргументированной открытой критики — нет.

Честность и хайп, честность и хамство — откровенно сложные категории. Я работаю с психологом над тем, чтобы держать эти грани. Потому что, чувствую, что в публичной коммуникации перегибаю, особенно это касается моих личных выступлений и страниц в соцсетях.

Очень многим сегодня рекомендую поработать над собой в этом направлении, потому что скрытой агрессии на рынке хватает, а здравой, аргументированной открытой критики — нет.

Тем не менее, хайп сегодня стал инструментом личного продвижения.

У меня есть ощущение того, что мое поколение специалистов привыкло публично говорить и делать проекты так, как мы видим и умеем, а не с целью быть кому-то угодным. При этом я признаю, что у многих из нас достаточно низкий уровень теоретической базы и профессиональной подготовки. Многие мои коллеги, включая меня, делают проекты опираясь на интуицию и быстрый скролл информационной повестки, а не исследования, факты и проверенные методики.

Кампания, которая основана на исследованиях — это, с одной стороны, более прогнозируемый результат, а, с другой — потерянное время. По классике, нужно ставить на риск-менеджмент, построить кампанию по валидной методике, проверить, а потом перепроверить. Наше же поколение ставит на время, а с рисками мы разбираемся, когда поезд уже на полном ходу.

Поэтому на самом деле часто хайп — это обычные ошибки, которые мы красиво подали. 

Персональный PRщик — универсальный солдат, который и няня, и специалист по управлению репутацией. Почему выбрали для себя именно это направление?

Я заметила, что работать с людьми у меня получается лучше, чем с брендами.

Скорее, это направление выбрало меня. Я попала на работу в шоу «Орел и решка», где были вакансии бренд-менеджера и PR-менеджера для Жени Синельникова. Пришла в шоу линейным продюсером, но очень быстро начала совмещать с личным продвижением Жени.
С того момента я заметила, что работать с людьми у меня получается лучше, чем с брендами. И мне это понравилось. Чуть позже появился тренд, что «в мире побеждают бренды с человеческим лицом», и сейчас ниша личного бренда и персонального PR очень востребована.
Например, недавно пришел запрос от одного крупного рекламного агентства, которое искало специалиста по star PR, который должен создать из ключевых сотрудников звезд рынка. И сейчас многие хотят повторить кейс Banda, когда даже люди вне сферы знают имена Павел Вржещ, Егор Петров.

А что касается роли «няни», то личному PR-щику нужно быть больше психологом. Совершенно недавно был кейс со специалистом по инвестициям, который сейчас работает в США, но плотно связан с Украиной. Его запрос был достаточно четкий — хочу славу как у Черняка. Мы потратили достаточно времени на проработку всех элементов личной стратегии, стилисты подобрали визуальный стиль и т.д. Прошло время, он приезжает в Киев и говорит: я развелся с женой и хочу, чтобы про меня написал Forbes, чтобы она поняла, кого потеряла. После этой встречи я подумала, что если бы у меня были скилы психолога, то я сразу бы поняла истинные мотивы: запрос был не в личном бренде, а совсем в другом 😄

У многих успешных «мальчиков» и «девочек» суть персонального бренда сводится не к тому, чтобы использовать его для усиления бизнеса, а чтобы им завидовали другие такие же «мальчики» и «девочки».
Анна Давиденко
PR agent Гарика Корогодского, Владимира Дантеса, Миши и Даши Кацуриных

Многие сегодня хотят заниматься личным брендом, но не до конца понимают, зачем он им нужен. У многих успешных «мальчиков» и «девочек» суть персонального бренда сводится не к тому, чтобы использовать его для усиления бизнеса, а чтобы им завидовали другие такие же «мальчики» и «девочки».

Какие законы построения личного бренда сегодня актуальны?

Самый главный закон звучит так: чтобы выстроить личный бренд, ты должен быть личностью. Если нет внутренней цели, нет понимания того, что ты хочешь привнести в мир, ты неинтересный — выстроить личный бренд очень сложно. И скорее всего он будет неинтересным. Кроме того, этот процесс займет много времени и потянет на хороший бюджет.

Поэтому в первую очередь человек должен быть личностью, а потом PR-щик подсвечивает его хорошие или негативные черты. И вот еще, возвращаясь к вопросу о профи нового и старого поколения, мы считаем, что не бывает плохого PR. Прекрасный пример — Моргенштерн: ты можешь быть ужасным, делать какие-то неправильные вещи, но это можно использовать и монетизировать.

Вот если говорить про Моргенштерна как про публичный кейс, то насколько такие одиозные личности могут долго «существовать» в публичном поле?

Уникальность его в том, что это человек, который разрешил себе публично показывать все свои детские травмы и комплексы. Я не думаю, что это стратегически продуманный маркетинговый ход, конкретный герой разрешает себе делать то, что он хочет. А «едет» он на тренде суперчестности. И повторюсь, что неплохо эту честность монетизирует.

Что вы делаете, когда ваш подопечный очутился в эпицентре скандала?

У меня, к счастью, давно не было таких ситуаций. Последний громкий случился пару лет назад, когда Гарик в День флага написал пост о том, что этот праздник нужен только блогерам. Хотя на самом деле посыл был в другом. Но мы тогда долго с этим разгребались.

У меня есть правило — если мы не правы, то мы публично об этом говорим. И, к счастью, все мои клиенты считают так же. Для Гарика, Дантеса, Миши и Даши Кацуриных не проблема признать свою ошибку не по принуждению, а по личным убеждениям.

Поэтому я не могу сказать, что снимаю с эфира сюжеты, мы всегда прописываем и проговариваем все последующие шаги, что мы будем делать.

Посты Корогодского и Дантеса вы видитеуже в соцсетях или предварительно согласовываете?

Есть правило, что если Гарик хочет выпустить суперхейтерский пост, то сначала мы его обсуждаем. Но таких ситуаций крайне мало. Часто бывает, что о каком-то посте я узнаю уже от журналистов, которые звонят и просят прокомментировать.

С Вовой немного по-другому. Мы не согласовываем посты, потому что он практически не комментирует политические, социальные события.

В чем специфика работы с одиозным Корогодским, творческим Дантесом, нестандартными Кацуриными?

Они все похожи, не зря они все между собой дружат. У Гарика с Мишей вот скоро будет общий проект. Они все быстро принимают решение и крайне мало тратят времени на реализацию какой-то идеи. В этом смысле это больше фишка Гарика получить ответ на вопрос завтра, а лучше сегодня. Есть отличия только в проектах и нюансах их реализации.

Уметь вести социальные сети и общаться с аудиторией от своего имени — это классный скилл абсолютно для всех.

Сегодня среди бизнесменов модно быть блогером, снимать собственные YouTube-шоу. Часто это выглядит скучно и нет личности. Кому сегодня не стоит быть блогером?

Мне кажется, уже прошло время, когда все меряли успех количеством подписчиков, охватами и просмотрами. Особенно, когда все это можно купить. Поэтому глобально сегодня никому не нужно быть блогером — только тем, для кого это действительно профессия, а не еще один способ коммуникации.

Уметь вести социальные сети и общаться с аудиторией от своего имени — это классный скилл абсолютно для всех. Но если человек это делает самостоятельно, а не за этим стоит команда копирайтеров, креаторов и таргетологов. Именно из-за отсутствия личного в соцсетях бизнесменов их посты практически однотипные, темы неинтересные. В своих YouTube-шоу они ходят друг к другу в гости и обсуждают одни и те же вопросы, которые написаны корпоративными пиарщиками.

За кем из предпринимателей вы следите и как оцениваете их публичную коммуникацию?

Я слежу за Хмельницким, Черняком, Гороховским и Дубилетом. Хмельницкий очень правильный, с идеальной картинкой. В таком формате всегда сложнее работать, потому что всегда должны быть готовы сценарии выхода из различных факапов. Когда ты находишься в ореоле правильности, тебе не прощают даже какие-то мелкие оплошности. В работе с такими личностями всегда нужно быть на чеку, иначе даже неправильно одетая вышиванка может стать скандалом. Мне интересно следить за работой команды Хмельницкого.

В коммуникации Гороховского мне импонирует то, что он очень правильно использует свою публичность для развития своего бренда. И это классный рабочий кейс. Ценность «мы банк с человеческим лицом» коррелирует с публичной позицией руководителя.

Дубилет мне долго импонировал как сын богатого, влиятельного папы. Мне интересно было следить за тем, как он развивается, запускает проекты, которые лично тебе очень нравятся, а не кем-то навязаны.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Жизнь в центре, «насилие благотворительностью», аудиокниги. Ретроспектива недели c Анной Давиденко

Расскажите друзьям про новость