Андрей Борисевич, и.о. менеджера LiveJournal о пиаре, соцмедиа и стартапах
11 Янв 2011, 15:25
PR

Андрей Борисевич, и.о. менеджера LiveJournal о пиаре, соцмедиа и стартапах

Андрей Борисевич, и.о. менеджера LiveJournal о пиаре, соцмедиа и стартапах

Starget: Как Вы оцениваете развитие украинских социальных медиа по сравнению с русскими? Вовлеченность пользователей?

Андрей Борисевич: Мне кажется, отличий нет, только с отставанием на пару лет. По последним данным (аналитика Livejournal), украинский сегмент растет чуть медленнее, чем, например, белорусский, но в несколько раз быстрее, чем российский. То же самое мы наблюдали два года назад, когда Livejournal рос относительно Америки.

Starget: Есть шанс, что мы догоним Россию?

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

А.Б.: Это будет зависеть от общей аудитории. Я честно скажу, сейчас не знаю аудиторию украинского интернета в целом (российский оценивается в 40-42 млн.), но по общему проценту пользователей социальных сетей от общего объема аудитории, безусловно, Украина находится крайне низко.

Starget: Как развивается бизнес в социальных медиа в России?

А.Б.: Существует несколько моделей. Для больших игроков, как Livejournal, классическая модель — это медийная — продажа рекламы.

Другая модель — бизнес маленьких студий, которые называются SMO, SMM и связаны с продвижением товаров и услуг через блоги, блогеров, ньюзмейкеров, комьюнити и т.д.

Третье направление — так называемые спецпроекты. Это и не «медийка», и не SMO в чистом виде, это некий спецпроект с созданием сообществ, медийной поддержкой, с конкурсами, с guest star. Вот такие три модели.

Starget: Как оцениваете эффективность маркетинга и рекламы в социальных медиа?

А.Б.: Если клиенты туда идут — значит, они оценивают рекламу как эффективную, т.е. в данном случае оценку должен ставить клиент.

Starget: Андрей, Вы профессиональный стартап-менеджер, любите создавать и запускать новые проекты. Можете сказать, какой в среднем процент новых проектов становится успешным или хотя бы доживает до первого года?

А.Б.: Классика жанра, ничего нового: на 100 идей 10 более-менее вменяемых, из которых выживает одна; соотношение 99:1, это нормально. Для развитых рынков в Кремниевой (силиконовой) долине этот процент может быть выше из-за того, что объем этих проектов существенно больше. Если в России в месяц проходит 4-6 ивентов по стартапам, то там — 4-6 таких ивентов каждый день. Вот и вся разница.

Starget: Как новому бизнесу нужно себя проявлять, чтобы быть привлекательным для инвесторов?

А.Б.: Есть стартапы с идеями, но без финансовых средств для их воплощения. А есть — с вменяемой командой, но без идей. Классический случай, который мы наблюдаем на российском рынке: студенты, выпускники либо менеджеры, которым надоело сидеть в офисе, уходят на вольные хлеба, занимаются созданием своего бизнеса. И если у них нет финансирования, то нужно как-то «пиариться». Как сделать так, чтобы о них узнала целевая аудитория, заинтересовался инвестор?

Идею нужно реализовать с помощью пиара. Я выделяю три основных этапа:

1. Зажечь команду (это тоже пиар). Инициатор идей должен зажигать, он должен сказать: «Ребята, мне нужны талантливые программисты — 2 штуки, флеш-дизайнер — 1 штука и офис с администрацией. Зачем? Потому что я хочу сделать вот это! ВАУ! Это гениально». И он как-то привлекает к себе людей, создает окружение.

2. Создал продукт, выпустил сайт или микросоциальную сеть. Нужно привлечь аудиторию, и начинается обычный интернет-маркетинг, SMO, SMM, «вирусные штуки».

Нужно работать с инвесторами. Западные компании уже давно это прошли, у них есть целая наука фандрайзинг, которая только недавно появилась в России. Еще один активный способ — сделать красивую презентацию и разослать ее всем фондам. Но разослать мало, нужно всех обзвонить, ко всем приехать, поулыбаться и на большом экране показать презентацию, объяснив, почему нужно получить деньги. К примеру, работает 110 фондов, и во все были разосланы предложения. 90 тебя игнорируют, 20 начинают рассматривать заявку, и обязательно найдется один фонд, который даст денег.

Здесь также важно участие в профмероприятиях, ивентах, «питчах». Человек приходит доказывать свою «вменяемость». Например, за 3-4 минуты нужно презентовать свою идею, чтобы привлечь внимание инвесторов.

 

Starget: Какие из вышеперечисленных способов, Вы бы назвали более эффективным?

А.Б.: Если претендент адекватный, с хорошей идеей, уже с командой — найти деньги для него не проблема, т.е. достаточно одного ивента и не надо рассылать 110 презентаций. Он инвестора сам найдет или инвестор его найдет. Если идея сырая, нет команды и еще что-то не сбалансировано, тогда есть смысл ходить на мероприятия.

Дальше начинается нетворкинг и выстраивание отношений: один познакомился с другим, другой с третьим. Та же Кремниевая (силиконовая) долина: Стив Джобс не мог бы создать Apple, пока не познакомился с Возняком, понял, какой симбиоз может возникнуть. То же самое наблюдается в стартапах: люди собираются в команду, начинают работать, между ними возникает понимание.

Starget: Расскажите о трендах новых медиа в 2011 году?

А.Б.: В социальных сетях на российском рынке на смену тяжелым форматам, Livejournal, идет более легкий — Twitter. Уже сейчас можно наблюдать за перетеканием аудитории в более легкие форматы. Это нормальный процесс, который должен происходить во всем мире.

Рекламных денег в этом сегменте должно стать больше. Эти средства будут приходить через стандартные медийные агентства (за счет увеличения бюджетов), либо это будет бюджет SMO/SMM, когда растет количество денег в самой сети. Facebook тоже «распухает». Внутренняя валюта, возможность самостоятельно заказать рекламу, т.е. общий объем денег в этом сегменте, безусловно, будет расти. С точки зрения разработки, мне кажется, что интерес к social network уже начинает понемногу стухать. Какой смысл делать 115-ую социальную сеть? Есть одна-две-три. Рынок вырастает, становится зрелым, дальше происходит поглощение, слияние, консолидация. Facebook охватил всю аудиторию, которую мог выжать со всего мира, сейчас он захватит остальные рынки, в которых есть свои локальные особенности. Twitter отличается своими «мобильными птичками». Локальные сети, такие как одноклассники, будут резко расти, некоторое время оставаться на одном уровне, а затем пойдут на спад.

Starget: Что будет с Livejournal?

А.Б.: 2-3 года Livejournal не будет терять позиций по Росси и СНГ. У ЖЖ в России отдельный феномен, у него не такой жизненный цикл, как в Америке. В Америке пришел Facebook, как заменитель, и Livejournal начал потихонечку сдавать свои позиции. Но в России этого не происходит. Более того, человек, входящий на Facebook, все равно зайдет в ЖЖ. Если ты на Facebook можешь запостить 450 символов, то в Livejournal ты можешь запостить большой трактат, «затолкнуть» туда кучу фотографий и выложить это все.

Я следил за последними событиями на Майдане, читая посты в ЖЖ. На Facebook это не очень удобно делать. Каждый продукт заточен под что-то свое. С Livejournal ссылаются либо перепечатывают 90% всех российских СМИ.

 

Starget: Вы ведете и Livejournal, и Twitter, и Facebook, и свой сайт. Как вы разделяете эти площадки?

А.Б.: Да, у меня много площадок. Twitter — это живая лента того, что со мной происходит. Например, я пришел к вам в гости, «заченикинился» и все в порядке. Facebook не совсем понятен: просматриваю, но не читаю, поддерживаю сеть связей. Я не добавляю фотографий, ничего не пишу, просто сборник лиц. Facebook я не читаю так, как читал Livejournal.

Livejournal: есть личный ЖЖ, в который добавляю фотографии своих детей; есть корпоративный блог — могу его использовать для собственного пиара: публиковать свои статьи, заметки, интервью, видеоролики, все что связано с продвижением меня как бренда. Личный сайт повторяет то, что есть в Livejournal. Можно было бы этого не делать, но это некая дань моде — иметь свой личный сайт. Очень многие через него приходят на мои контакты. Это для нетворкинга и чтобы меня было легко найти.

Starget: Какая площадка лучшая для бизнеса, брендов: Livejournal, Facebook, блоги?

А.Б.: Для поддержки связи в своей деловой сети хорошо подходит LinkedIn. Удивительно, пару лет назад, когда я заходил и регистрировался, там вообще никого не находил, было совершенно неинтересно находиться и я ушел. Последние несколько недель я начал получать все больше приглашений и увидел, что там — все. Заполнил свой профиль, законектился с людьми, и сейчас вся моя деловая сеть там; часть там, часть в Facebook. У меня еще есть «Одноклассники», но это не деловая сеть, это люди из прошлой жизни, причем захожу туда только, когда у меня что-то лежит в «инбоксе». Поэтому мне кажется, что «Одноклассники» уже идут на спад.

Starget: А «Вконтакте» Вы есть?

А.Б.: Да. В силу моей прошлой работы, мне нужно было иметь все. И это неплохо, везде разный шаблон и я подаю себя по-разному. Например, о трудовых достижениях я напишу на своем корпоративном сайте. А Twitter это вообще несерьезная фигня.

Для раскрутки брендов больше подходит Facebook: более удобная механика фронтпейджей, с формированием групп, ивентов. У многих брендов есть заблуждение, что они сейчас придут в Facebook и все клиенты будут их. Чтобы сделать свои пару тысяч, нужно серьезно этим заниматься, поэтому есть отдельные люди, как пиар-служба, либо агентство или человек нанятый, которому нужно конкретно этим заниматься.

Тут другая подача материала. Нужно работать со своей аудиторией: тебе откомментили, если не ответил — все; если ты прокомментировал «да вы все мудаки» — тоже никто не ответит и никто больше не придет. Очень четкая работа, тонкая, настраиваемая — этим нужно заниматься.

Starget: Спасибо Вам, Андрей, за интересную беседу. Желаем вам новых стартапов, которые смогут войти в заветный 1% успешных проектов

P.S. В качестве приятного бонуса для читателей Андрей Борисевич дает три совета пиарщикам. Видеоответ можете посмотреть здесь.

 

Зинаида Петриченко, Starget

 

PR
Расскажите друзьям про новость