18 Июл 2014, 07:40

Александр Ткаченко, 1+1 медиа, о ТВ как ядерном оружии и unlimited budget

Александр Ткаченко о журналистике и менеджменте за последние 6 месяцев в рамках проекта EKO/Phygital hub

Александр Ткаченко, 1+1 медиа, о ТВ как ядерном оружии и unlimited budget

В рамках проекта , инспирированного «Экономикой», состоялось публичное интервью главреда MMR Ирины Рубис с Александром Ткаченко, генеральным директором «1+1 медиа». Тема интервью — «Журналистика и менеджмент: открытия последних шести месяцев».

 

Александр, как можно описать вашу жизнь, начиная с 30 ноября?

Последние полгода кардинально изменили отношение к происходящему и к стране. Появилось ощущение того, что в нее можно верить и можно соотносить себя с ощущениями людей, которые здесь живут.

Есть ожидание того, что ценности, из-за которых все это случилось (а я уверен, что вопрос не в том, на каком языке ты говоришь, а в том, какие ценности ты исповедуешь), смогут из нашей страны сделать то, чего бы многим из нас хотелось — нормальную, европейскую, спокойную, сытую Украину, чей потенциал интересен.

 

Когда-то вы сказали, что управленцу, который возглавляет медиакомпанию, необязательно быть журналистом. По-моему, вы тогда лукавили. Для бизнеса, наверное, лучше понимать все и быть журналистом?

Не лукавил. С точки зрения управления медиакомпанией, безусловно, нет никакого значения, являешься ты журналистом или нет. Просто не всем выпадает «счастье», имея журналистский бэкграунд, попадать в такие «веселые» ситуации, в которых мы оказываемся раз в десять лет. В силу журналистского бэкграунда невозможно не отреагировать на эти обстоятельства лучшим пониманием того, что происходит и что можно предпринять. В критический момент, конечно, инстинкт срабатывает.

В медиа, безусловно, важно понимать маркетинг и менеджмент в целом, режим управления этим бизнесом, все тренды и разбираться в сценариях, режиссуре, хореографии.

Но так получилось, что для нас в это время основным акцентом стали именно новости. И я рад, что мог помочь коллегам проявить себя.

 

Какие проекты были инспирированы лично вами?

Мы сразу увеличили хронометраж новостей с 45 минут до двух часов. Сложнее всего было, наверное, в январе. Потому что до этого мы просто пытались говорить о том, что происходит: не называть белое — черным, а черное — белым.

В январе, когда мы почувствовали определенного рода прессинг и даже разрабатывали разные альтернативные варианты вещания, поскольку получали сигналы о том, что нас могут отключить — стало невесело.

Вот тогда мы решили, что раз такое дело, то можно сделать специальные выпуски «Украинских сенсаций», других программ. А уже после этих событий запустили «Чистоnews» (это была моя инициатива), дополнительные выпуски «Квартала», «Секретных материалов». То есть мы увеличили новостийно-публицистическую линейку с юмором.

 

Сколько вы спали в тот период времени?

Спал более-менее нормально. Плохо засыпал.

 

Как вы оцениваете работу коллег, которые появились в онлайне в период Майдана — Espreso.tv, Hromadske.tv? Кто из них останется жить и имеет шансы на успех?

Думаю, что обе инициативы будут жить. Hromadske.tv себя отлично чувствует на УТ-1, Espreso.tv имеет свои источники финансирования. Обе эти организации состоялись. Очевидно, что они были востребованы во время революции. Другой вопрос, как они будут выживать, когда, я надеюсь, это все закончится.

 

Вы считаете телевидение эффективным или деструктивным средством в информационных войнах? Как на вас отражается война вашего акционера с акционером Inter Media Group?

В нашей стране четыре крупные медиагруппы принадлежат четырем самым богатым людям. Безусловно, до революции этот бизнес был в большей мере убыточным и, скорее всего, выступал политическим инструментом, таким себе ядерным оружием, элементом сдерживания.

Другое дело, что несмотря на разное отношение наших собственников к действительности, ценностям, тем или иным событиям, «1+1 медиа» исповедовала и будет исповедовать простой принцип: мы всегда придерживаемся фактов. Мы их не придумываем, а если они есть — мы о них говорим. Можем делать это красочно, но перекручивать не станем. К сожалению, не все наши коллеги придерживаются этого принципа.

 

Ваши коллеги по рынку позитивно оценивают то, что вы делаете, но отмечают, что у вас unlimited budget — «с таким бюджетом любой может работать»…

Для меня самым большим уроком был опыт работы на «Новом канале» в ту пору, когда им владела «Альфа-Групп». Нам выделили определенный бюджет на развитие регионального тогда канала и поставили задачу сделать его общенациональным. Мы начали развивать. В течение года бюджет уменьшался раза в два или три — наступил кризис 1998-1999 годов.

С тех пор и до момента моего ухода с «Нового канала» уже после его покупки Виктором Пинчуком я знал, что этот бизнес ориентирован на продажу. И с 1999 года бюджетов у нас практически не было. Тем не менее канал практически с нуля стал третьим в стране. Более того: он стал прибыльным уже через год.

Поэтому я считаю, что limited budget is the best budget. Он позволяет ориентироваться на результат и находить нетрадиционные пути решения проблемы. Безусловно, в ряде случаев нужны определенные участки финансирования, когда надо проверить, насколько успешным получится тот или иной проект.

А что касается нашего unlimited budget, то это, честно говоря, преувеличение. К сожалению, мы дефицитная компания. Но задача всего топ-менеджмента заключается в том, чтобы вывести канал на безубыточность. Это наша собственная «адженда», которую разделяет акционер.

Мы считаем, что компания может быть здоровой только тогда, когда ориентируется на бизнес-результат. В этом году рекламный рынок сильно упал: в долларах — более чем на 50%. До момента падения рекламного рынка у нас был план, но его пришлось корректировать. Поменялись предпочтения зрителей, и мы перестраивались на ходу. Точно свои прогнозы по финансовым показателям мы сможем сказать к концу года, когда будем верстать бюджеты на следующие два-три года.

 

Вы активно интегрируете телевидение и онлайн. Насколько онлайн начинает себя окупать? Возможно, он быстрее станет прибыльным отдельно, а не в связке с ТВ?

YouTube в США две недели назад стал собирать больше зрителей, чем обычное телевидение. Очевидно, что зрители сами хотят формировать повестку дня с точки зрения того, когда, где и что они смотрят. И у нас на стене в офисе написано, что мы медийная компания, которая производит контент.

Год назад мы создали специальный департамент, который монетизирует наши проявления в онлайне. Активно работаем над тем, чтобы программы, которые мы создаем, демонстрировались в онлайне. Работаем над тем, чтобы офис ТСН слился с офисом ТСН.ua.

Есть три разные платформы: платная онлайновая, обычная онлайновая и офлайновая. Не говоря уже о платном телевидении. У каждой из них разные принципы смотрения. А перспективы монетизации такие же туманные, как и выход на прибыль в условиях падения рынка на 50%.

 

Как медиаменеджер вы сделали большой шаг с точки зрения развития корпоративной культуры, социальной ответственности. Насколько все инвестиции, сделанные в персонал до этого, сработали в последние полгода? Особенно интересно в отношении коллектива бэк-офиса, так как журналисты обычно сильнее самомотивированы.

Инициатором всех этих изменений была наша молодая команда: PR-директор Светлана Павелецкая, HR-директор Анна Баранник и исполнительный директор Ярослав Пахольчук.

Мне это все было интересно как творческому человеку. В какие-то процессы я включался. Но я никогда не думал, что это приведет не только к реально изменившейся культуре общения внутри коллектива, но и будет иметь очень большой экономический эффект. Людям нравится работать в компании, и это дешевле.

У нас есть маникюрный кабинет, стоянка для велосипедов, йога, даже меню есть диетическое. На балконе в моем офисе сотрудники пьют чай. Мы проводим экскурсии для детей. И у нас есть большое количество социальных инициатив, которые сотрудники реализуют самостоятельно. В первую очередь, это их страсть, и мы ее поддерживаем.

 

Вы отказались от части российского контента. Насколько реально отказаться от него полностью?

Да, у нас на канале «2+2» был такой контент — сериалы про спецназ, вооруженные силы России, которые всех побеждают. Когда начались эти события, мы поняли, что показывать такое — кощунство. И поняли, что несмотря на то, что уже потратили на этот контент определенное количество денег, есть смысл от него отказаться. Мы сделали соответствующее заявление и призвали коллег сделать то же самое. Но с удивлением увидели, что последовала какая-то агрессивная реакция. И это притом, что прямо никто не сказал: «Мы против».

 

Потому что у вас unlimited budget.

Не об этом речь. Мы нашли выход для «2+2»: увеличили количество новостей. Это дешевле. И запустили ряд проектов типа «ДжеДАІ» — это также дешевле. То есть при желании это можно сделать.

Мы считаем, что это поворотный пункт в истории отношения к контенту в Украине. И что бы сейчас ни думали наши коллеги, очевидно, что упор на производство местного контента будет гораздо большим. По кинотеатрам мы видим, что люди меньше ходят на российские фильмы. Очевидно, что зрители будут меньше смотреть контент, который прославляет российские вооруженные силы. Безусловно, речь не идет об отказе от традиционных, классических советских фильмов, хороших мелодраматических сериалов.

Но мы запустили только в этом году четыре или пять линеек сериалов собственного производства. А сейчас вступили в активную переговорную фазу с поляками, которые, на наше удивление, охотно откликнулись.

Рекламный рынок Польши всего на полмиллиарда меньше, чем российский. Польша — гораздо более интересная площадка с точки зрения совместного производства того, что мы делали раньше с россиянами. Проблем меньше. Всяких «интересных» схем нет. Они гораздо более открыты к коммуникации. И это дешевле: они тратят меньше, мы — тоже, поэтому получается достаточно выгодно.

 

У вас сейчас очень много контента завязано на «Квартал 95». Подобная ситуация была у «Интера», пока «Квартал» не ушел оттуда, что создало каналу определенные проблемы. Что вы думаете о таком риске?

Во-первых, мы с Владимиром Зеленским и его командой относимся друг к другу с любовью и уважением. Они слышат нас, мы слышим их. Я думаю, что это главное для любого взаимопонимания.

Контента от студии много, но у нас есть и собственный крупный продакшен — «1+1 production», который производит не меньшее количество часов, чем «Квартал». Есть и другие партнеры, с которыми мы работаем над производством сериалов. Поэтому мы чувствуем себя уверенно. Мы понимаем, что зависимость от одного партнера — это рискованная ситуация.

 

Недавно было очередное назначение в Администрации Президента (экс-гендиректор «Майкрософт Украина» Дмитрий Шимкив был назначен заместителем главы Администрации. — Ред.), …

Я верю в такую тактику: если ты был успешным менеджером в бизнесе, если у тебя есть принципы, ценности, то в рамках новой страны ты можешь состояться.

Я рад, что такие люди появляются во власти. Если им удастся сформировать не только команду руководителей, но и изменить всю структуру и отношение к делу, то впервые в истории Украины государственным управлением будут заниматься профессионалы. Они, скорее всего, будут думать о стране. На это большая надежда.

 

А вы ведете подобные переговоры?

Я — нет. Я привык к свободе. А если чем-то заниматься — проще быть избранным, чем назначенным…

Расскажите друзьям про новость

Новое видео