21 Авг 2007, 07:38

Абоненты бегают между операторами РФ

Абоненты бегают между операторами РФ

Рынок сотовой связи в России продолжил медленный рост. Однако, по мнению аналитиков, этот рост иллюзорный и связан с постоянными переходами абонентов из одной сети в другую. Настоящая борьба у операторов идет за высокодоходных корпоративных абонентов.

Российский рынок сотовой связи продолжает медленно расти. По данным, которые приводит в своем ежемесячном отчете аналитическое агентство AC&M, номинальное проникновение в России в июле 2007 года выросло на 1% до 111,4%. Общее количество активных SIM-карт составило 161,8 млн, из них в Москве – 28,2 млн.

Основные игроки российского рынка – операторы "Большой тройки" – остались на своих прежних позициях.
МТС прибавил к июньским показателям примерно 380 тыс. абонентов и достиг общего показателя 78,5 млн абонентов, "Вымпелком" подключил 500 тыс., доведя количество своих пользователей до 59,6 млн, а "Мегафон" сейчас обслуживает 32,9 млн абонентов, увеличив свою базу за месяц на 615 тыс. абонентов.

При этом МТС удалось добиться хороших результатов в Москве и Санкт-Петербурге. В Москве количество подключений к МТС выросло на 65,7%, а в северной столице, где МТС ранее демонстрировал отрицательный результат, компании удалось добиться роста на 23%.

В то же время в остальных регионах динамика МТС оказалась отрицательной – компания в июне 2007 года подключила больше абонентов, чем в июле.

"Вымпелком" сумел на 44% увеличить количество подключений в Петербурге и сохранить положительную динамику в регионах, однако в Москве июнь 2007 года был для компании успешнее июля.

Однако ряд приведенных цифр имеют скорее статистическую ценность. Например, отток абонентов "Вымпелкома" в Москве связан с решением компании показывать в отчетности только активные SIM-карты (которые использовались хотя бы один раз за последние три месяца), считает аналитик J'Son&Partners Ирина Астафьева. По данным Астафьевой, "Мегафон" списывает SIM-карты после шести месяцев простоя, а МТС вообще после 12 месяцев "молчания".

Снижение абонентской базы МТС в регионах, как и в случае с "Вымпелкомом" в Москве, Астафьева связывает с тем, что оператор "подчистил" свои региональные базы. При этом успешные показатели МТС в Москве вызваны активной рекламной политикой оператора – в частности, введением новых тарифов, убеждена аналитик.

Аналитики, впрочем, очень сдержанно оценивают значение этих цифр. "Реальных показателей за ними не стоит, это – лишь перетягивание абонентов из одной сети в другую", – убеждена эксперт iKS-Media Маргарита Зобнина.

По ее словам, реальное проникновение практически не меняется, а абоненты регулярно переходят из одной сети в другую.

"С учетом насыщения сотового рынка и наличия на нем "мертвых душ", статистика по абонентам не является исчерпывающей", – соглашается с Зобниной Астафьева из J'Son&partners. По ее мнению, для рынка важнее показатель доходности оператора на одного абонента (ARPU). Эксперты уверены, что нового витка гонки за абонентами не будет. По мнению Зобниной, ситуация на Украине, где в июле 2007 года оператор Astelit увеличил количество подключений на 60,7%, в России не повторится. По мнению Зобниной, у любого из крупных операторов хватило бы сил на проведение столь масштабной компании, но ее эффективность с точки зрения бизнеса сомнительна. С ней соглашается ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его словам, российский рынок уже сформировался, поэтому такие действия, пусть даже и масштабные, перевернуть его структуру будут не в состоянии.

"Настоящая борьба за абонента ведется в
корпоративном сегменте", рассказывает Зобнина. Дело в том, что показатель доходности таких абонентов намного выше – он достигает $100 в месяц, при том, что ARPU абонента в среднем в России не превышает $8–9. Поэтому борьба в этом сегменте ведется жестко.

Как рассказала Зобнина, она разворачивается не только за самих абонентов, но и за людей, которые их обслуживают.

"Ведь если в другую компанию уходит менеджер, который давно и хорошо работает с крупными абонентами, они тоже могут потянуться за ним", – считает Зобнина. Действительно, по данным информированного источника с рынка, МТС предлагает людям, обслуживающим корпоративных абонентов, заработные платы, в 1,5 раза превышающие рыночный уровень.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео