У всех недавних скандалов с участием госчиновниками есть общая черта: те, кто отвечают в наших властных структурах за коммуникации, не рассматривали как свою ЦА широкую общественность, журналистов и экспертов. Поэтому, например, после скандала с замминистра Деевой не было стройной аргументированной легенды о причинах открытия позиции и объяснения ее функционала. Не было публично рассказано об истории назначения — конкурсе или причине его отмены. Вся эта недосказанность и привела к крупному репутационному кризису, как принято заявлять сейчас. Возникает вопрос: а так ли это? Является ли вирусная волна обсуждения кризисом? Возможно, это просто бесплатная реклама и повышение осведомленности широких слоев населения о назначении?
Если мы отрицаем теорию заговора и продуманной многоходовки, тогда да, налицо недоработка тех, кто отвечает за коммуникации. Никто не удосужился объяснить важность и ценность данной кандидатуры, расшифровать вменяемый ей в обязанности функционал, доходчиво рассказать о достижениях на предыдущих местах работы, добавить конкретики к информации об образовании
Ключевой вопрос — какую долгосрочную цель мы преследуем? Скандальный образ может быть использован осознанно, например, чтобы повысить узнаваемость или продемонстрировать «современные подходы». Пример: Анна Илона Шталлер, депутат итальянского парламента, но до начала политической деятельности — широко известная Чиччолина,
Если же мы многоходовку не обсуждаем, то, чтобы превентивно избежать подобных разоблачений и быть менее уязвимым, важно помнить о том, что для публичных персон вопрос информационной гигиены не менее важен, чем вопрос гигиены личной. Кроме того, персона вынуждена откровенно разграничивать социальные роли и свое поведения в их рамках.
Неделю назад во время лекции в Университете Шевченко мы со студентами экономического факультета активно обсуждали, что хотят видеть, а чего не хотят их потенциальные работодатели в публичных эккаунтах в сети. Говорили о том, какую информацию можно найти в
Кроме того, подобный краткий курс обязателен к прочтению всем госслужащим высокого ранга, чтобы в последний момент не возникало желание «переписать яйца Фаберже коту», а также скрыть нелицеприятные фото, пока те не будут проиндексированы поисковыми системами и не попадут в архивы.
Алгоритм подготовки к публичному назначению (госчиновника, управленца крупного бизнеса
1. Проведение аудита и репутационного due diligence (должной добросовестности) публичного профайла кандидата. Разговор «без купюр» с назначенцем, желательно в рамках рабочей команды с юристами и СБ.
2. Определение направлений потенциального риска, оценка величины ущерба от их реализации и работа по нивелированию данных рисков.
Например, в случае с Деевой возраст компетенции и фото обнаженки. Первый критерий более весомый и несет больше потенциального урона. Само по себе фото в обнаженном виде не может сильно повредить, если ситуация модерировалась правильно (как было с кейсом с фото голой Меркель в молодости). Другой вопрос — как и где человек хранит данные фото и для чего использует (помните, что нет 100% гарантии, что фото с вашего личного мобильного не станет достоянием хакеров).
Важно осознанно выбирать образ, которому вы готовы следовать в дальнейшем, и «зачищать» те проявления, которые будут подчеркивать не самые выгодные стороны.
А также принимать свои «слабости» и быть сильными, чтобы отвечать за них и использовать с пользой. (Пример: Чичоллина в ходе кампании против войны в Ираке). Возможно, публикация эротических фотографий в свободном доступе — это своего рода «анонс компетенций». Кто знает?..
3. Важно помнить, что риск вызывает не только деятельность самой персоны, но и поступки членов семьи и близкого круга.
Например, в Казахстане в 2009 году разразился публичный скандал
4. Формирование публичной легенды с аргументацией предыдущих достижений, правильности выбора кандидата и его вклада в достижение поставленной цели государства\ведомства\компании.
5. Подключение ЛОМов, адвокатов и экспертов необходимо еще до момента оглашения персоны назначенца. У широкой общественности должно сложиться впечатление логичного, обоснованного и единственно верного решения. Это задача сопроводительных кампаний и сюжетных линий.
6. Во время назначения важно первыми задать рамки обсуждения и аргументации, которые будут выгодны вам. Возможно, стоит признать наличие отдельных «скелетов в шкафу», но грамотно объяснить, чем они могут быть особенно полезны для достижения бизнес и государственных целей в данный промежуток времени. Позиция «контролируемого молчания» не всегда выгодна.
7. Поддерживающие кампании — придание человеческого лица назначенцу — рассказ о семье, увлечениях и детстве («Мы с тобой одной крови»).
Выводы
Часто начальная экономия обходится значительно дороже. Работайте с профессионалами. Если