57% украинцев не знают, как защитить свои платежные данные
26 Мар 2021, 15:20

57% украинцев не знают, как защитить свои платежные данные

Все больше украинцев выбирают онлайн-шопинг как удобный способ приобретения товара — почти 40% пользователей покупают в интернете ежемесячно, а 70% — тратят более 500 гривен за одну покупку. В то же время большинство украинцев не знают, как защитить свои платежные данные, а каждый третий готов перевести деньги на карту незнакомому человеку. В Киберполицию в случае преступления обращается только каждый пятый.

Такие данные приводит аналитическая служба OLX, согласно результатам опроса 11360 пользователей интернета в марте.

Ежемесячно онлайн покупают 40% украинских интернет-пользователей, а раз в квартал — каждый четвертый (23,4%). Доля тех, кто заказывает товары раз в полгода или раз в год составляет 15% и 11% соответственно. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Подавляющее большинство — 62% украинцев покупают на крупных онлайн-платформах, а в небольших интернет-магазинах и соцсетях — еще по 24% и 22% соответственно. Больше всего обращают внимание на отзывы о продавце (56%), надежность сайта (54%), метод оплаты (47%) и дешевизну товара (37%). А вот оперативность доставки является приоритетной только для 10% покупателей. 

Обычно украинцы тратят в интернете за раз суммы свыше 500 грн:

  • Покупки до 100 грн — 4%
  • Покупки до 500 грн — 27%
  • Покупки до 1000 грн — 36%
  • Покупки на 1000 грн и больше — 33%

Большая часть покупателей (71%) предпочитает оплачивать наложенным платежом, но каждый третий готов сделать предоплату – перевести всю сумму за товар на счет незнакомому продавцу и после этого ждать покупку. 

При этом в случае мошенничества только 2 из 10 людей обращаются в Киберполицию, в банк — 3 из 10, а в службу поддержки — половина респондентов. 40% участников опроса будут решать проблему самостоятельно или же расскажут о ней родным.

Согласно опросу OLX, большинство опрошенных — 57% — не знают ни одного способа защиты своих аккаунтов и платежных данных. Что такое социальная инженерия (психологические манипуляции, когда мошенник притворяется продавцом / покупателем или сотрудником полиции / банка / службы поддержки) понимают только 13% пользователей интернета. 52% опрошенных не знают, что такое фишинг (кибератака с применением сайтов-подделок). Чтобы научить украинцев правилам безопасности в интернете, OLX объявил 2021 ”Годом безопасности” и запустил образовательный проект Онлайн [за]хист.

«Каждый третий украинец, который столкнулся с фишингом в интернете, теряет свои деньги. При этом пользователи отдают свои платежные данные самостоятельно,  поверив мошеннику, который притворяется другой стороной во время онлайн-сделки и убеждает перейти по ссылке в стороннем мессенджере. Согласно нашему опросу, 31% респондентов попадали на мошеннический сайт-копию именно по ссылкам из мессенджеров (Viber, Telegram, WhatsApp). Также люди теряют средства, переходя по линкам из SMS, которые «гарантируют им призы за участие в конкурсах». 

С 2020 года количество фишинговых атак на обычных пользователей только растет, но процент украинцев, которые считают, что могут стать жертвой преступников, уменьшился с 75% до 61%. В то же время нежелание обращаться в службу поддержки и к правоохранителям создает большое поле для мошеннических маневров. Поэтому в условиях растущей популярности онлайн-шопинга, пользователям необходимо всегда быть внимательными, своевременно реагировать и знать базовые правила кибербезопасности», — объясняет Виктор Нобиуз, руководитель отдела бизнес-аналитики OLX Украина.

Напомним, что по данным Ассоциации ЕМА в 2020 году с помощью социнженерии интернет-мошенники завладели 252 млн грн украинцев, а главными методами преступников стали фишинговые атаки, размещение несуществующих товаров и телефонное мошенничество.

В OLX добавили, что лучшая защита от мошенников — это внимательность пользователей и знание базовых правил безопасности:

  • Всегда читать правила платформ, где планируется покупка;
  • Не переходить по сторонним ссылкам, которые присылают незнакомцы в мессенджерах;
  • Отказываться обсуждать детали сделки в сторонних мессенджерах — только чат платформы может точно гарантировать защиту;
  • Не разглашать свои персональные / платежные данные;
  • Сообщать о нарушениях в Киберполицию и Службу поддержки. В случае разглашения своих платежных данных — обратиться в банк.

Расскажите друзьям про новость