5 социальных тенденций: что определит поведение брендов на следующее десятилетие
16 Мар 2021, 14:54

5 социальных тенденций: что определит поведение брендов на следующее десятилетие

2020 год задал тон изменений на десять лет вперед. Агентство Carat Global выделило долгосрочные тенденции в обществах развитых стран, которые трансформируют то, как мы будем жить, работать и делать покупки в наступившем десятилетии. Каждый из этих трендов предполагает эффективный ожидаемый сценарий поведения бренда в ответ на новые потребительские привычки.

Украина находится в близком географическом, технологическом и ментальном соседстве с ЕС, крупнейшим развитым обществом мира, и нам важно осмыслить эти тренды через призму нашей реальности. Цель этой статьи — «локализовать» глобальные тренды Carat Global и «залендить» их в украинскую реальность.

1. От FOMO к FOGO [и обратно]

У многих потребителей ранее наблюдавшийся синдром FOMO (Fear of missing out или Страх-Что-то-Пропустить), который гнал их в центры городов, в театры, рестораны, бары, на лекции, выставки и концерты, вдруг уступил место фобии выхода из дома (FOGO — Fear of Going Out или Страх-Выходить-Из-Дома). Люди стали привыкать жить гораздо более уединенной жизнью, работать и общаться виртуально. Бренды быстро отреагировали на это, предложив больше способов купить продукт, не выходя на улицу. Стали быстро распространяться новые сетевые и AR-технологии, позволяющие людям проводить время со своими друзьями онлайн.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь
Что такое Clubhouse, рвущий танцпол этих дней своей внезапной популярностью, как не возможность утихомирить FOMO, не усиливая FOGO?

Однако готовы ли украинцы продолжать полуизоляцию и после того, как угроза COVID-19 отступит? Легко европейцам с их большим жилым метражом на человека. А когда у нас в маленьких квартирах помещается по два-три поколения родственников, бесконечное сидение дома — не вариант. И в целом мы слишком общительная и жизнерадостная нация, чтобы избегать больших тусовок. Поэтому, пока в развитых странах бизнесы сфокусировались на создании бесконтактных путей к покупке и повышении качества продаж в интернете, нам можно поверх этого еще подумать и о том, как помочь людям вернуться в общественные пространства и как предоставить им там максимальное удовольствие.

Да, интернет-каналы, но и да, живое общение в максимально безопасной или хотя бы воспринимаемой как безопасная среде.

2. Счастье локальной жизни

Внезапно оказалось, что большой мир может приносить не только удовольствия в виде лоукостов, новых моделей iPhone и коллекций Zara, но и неприятности в виде пандемий.

В результате люди стали больше жить и совершать покупки на локальном уровне.

Количество Google-запросов по типу «доступны рядом со мной» в мире удвоилось.

Инстинктивно украинец возвращает чувство ландшафта, когда своя страна, свой город, свой район начинают восприниматься как защита и убежище от опасного глобального мира.

В контексте этой тенденции глобальные бренды начнут разрабатывать более локальные стратегии, включая общественные инициативы и благотворительность. Но главным бенифициаром могут стать локальные и национальные бренды. У них наконец-то появилась востребованная миссия — создание уютного и безопасного мира по имени Украина. По-настоящему «своего» мира для украинцев, точно отражающего наши национальные и региональные особенности, вкусы и предпочтения.

Этот тренд уже идет вовсю, от взрывного роста магазинов у дома до крафтовых брендов на полках супермаркетов и в прямой доставке D2C (Direct2consumer).

Roshen создал замечательное городское пространство Roshen Winter Village, «Сильпо» дизайнирует «муркотиковые» и «Всесвіт Мавки» коцептуальные магазины, предлагая неожиданное украинское прочтение идеи amusement parks. Приватбанк ведет целый огромный куст социальных проектов и инициатив.

Клопотенко защищает украинский борщ. Ajax защищает украинские дома. Добропарк локализует тюльпановую Голландию и лавандовый Прованс.

И вы сами можете добавить десятки и сотни других прекрасных проектов и инициатив.

3. Связь с технологиями

В течение нескольких лет потребители увеличивали контакт с технологиями, используя различные устройства в своих домах и на теле. Пандемия ускорила эту тенденцию, и многие стали покупать еще больше подключенных устройств.

Будет расти модель предоставления услуг по подписке.

В 2020-х связь с технологиями станет глубже, благодаря быстрому внедрению 5G и новым видам разработок, особенно в области фитнеса и мониторинга здоровья. Будет расти модель предоставления услуг по подписке. Сегодня кажется обычным иметь подписку на развлечения, а завтра станет нормальным иметь подписки, которые сохраняют здоровье.

Именно в области технологий Украина стремительно превращается в одного из мировых лидеров. IT-сектор быстро превращется в один из главных драйверов ВВП, а словами Python, cloud, junior и senior легко жонглируют бабушки и дедушки в тех счастливых украинских семьях, где внучок или внучка «вошли в айти».

Возможности создания локальных технологических решений дают огромное конкурентное преимущество локальным и национальным брендам, во многом нивелирующее исторические преимущества эффекта масштаба и доступа к дешевым кредитам, которые всегда были у глобальных брендов.

Правильное слияние национального маркетингового и технологического талантов и миров обещает создать национальных чемпионов, способных бороться за свое место на глобальных рынках. Мы уже видим супер-качественные примеры от Petcube до Grammarly, но мы можем больше, гораздо больше.

4. Уважение к конфиденциальности

Чем больше мы используем цифровые устройства, тем больше данных создаем. Беспокойство по поводу конфденциальности в этом аспекте растет во всем мире, что обусловлено громкими взломами пользовательских данных, кражами личной информации с учетных записей.

Люди соглашаются предоставлять свои данные в обмен на «проверку» мест, которые они посещают.

Пандемия приводит к компромиссу в отношении кибербезопасности, когда люди соглашаются предоставлять свои данные в обмен на «проверку» мест, которые они посещают. Вероятно, скоро их устройства будут включать «паспорт здоровья», подтверждающий, что человек вакцинирован.

В этой ситуации брендам придется заново завоевывать доверие клиентов в сфере конфиденциальности. Придется искать новые способы таргетинга, которые не задействуют личную информацию и не отпугивают чуткого и осторожного потребителя. С другой стороны этот тренд вернет к жизни локальные и национальные СМИ, живущие по подписке или за счет комбинированных схем финансирования, но сосредоточенные на удовлетворении информационных интересов своей аудитории, что открывает брендам возможности открытого и честного контент-маркетинга и снижает фатальное давление глобальных платформ.

Главная идея здесь такова, что собирать данные можно, не разрушая доверия потребителя и не создавая ему потенциальных угроз.

5. Большой разрыв

Наши глобальные коллеги считают, что общество никогда не было более поляризованным и разделенным.

Нам, с нашей новейшей историей, начиная с 1917 года, понятно, что общество всегда имело напряжения и разрывы между классами, стратами, группами. Что произошло сейчас — это выход конфликтов на медиаповерхность благодаря социальным сетям.

Как всеобщая начальная школа дала каждому человеку самому прочитать, что написано в Библии, так социальные сети дали возможность каждому человеку написать, что он думает по тому или иному поводу. И вдруг оказалось, что думают люди очень разное. То, что начиналось как споры по расовым и гендерным вопросам, в 2020 году вылилось в опасные и абсурдные теории заговоров по любому поводу.

Медийная сила, обретенная потребителями благодаря социальным сетям, не позволит брендам отсидеться в тишине.

В ближайшее десятилетие ожидается более высокий уровень вовлечения брендов в социальные истории. Прозрачность и четкость позиции становится важна как никогда. Потребители будут все менее терпимы к безразличию бизнесов. Компании не обязательно выступать публично по каждому злободневному вопросу, главное —иметь последовательную и этически приемлемую позицию. А для этого нужно начинать учиться разговаривать с потребителями напрямую, без слоев PR-менеджеров, спич-райтеров и имидж-мейкеров.

И очень приятно видеть, как у украинских бизнесов появилось человеческое измерение. Когда лидеры этих бизнесов, СЕО, маркетинг-директора, собственники стали выступать, сниматься в роликах, вести свои страницы с социальных сетях, стало понятно, что это правильное направление движения. Оно восстанавливает институт репутации на новой (точнее на очень хорошо забытой старой), персонализированной основе. А репутация — это новый социальный клей, позволяющий построить устойчивый, процветающий, социально-ответственный и даже, более того, социально-образующий и развивающий бизнес, в котором потребители превращаются в партнеров по развитию бизнеса и по развитию общества. Вместе мы можем все.

Гифки: GIPHY

Расскажите друзьям про новость