2011: реклама потечет в интернет?
Рынок интернет-рекламы в 2010 году вырос на 60% до 230 миллионов гривен. Если раньше сетью пользовались преимущественно днем, на работе, то сейчас «сидят в интернете» и ночью, то есть дома. Таких уже 9 миллионов человек.
Отсутствие выборов в 2011 году не слишком смущает рекламный бизнес. Цены на рекламу могут вырасти на 15-20%.
Рекламисты надеются, что на рынок вернутся щедрые заказчики — финансисты, автодилеры и девелоперы, что позволит увеличить цифры в прайсах и оживить замороженные медиа-проекты.
Также рынок должен подогреть подготовка Украины к чемпионату «Евро-2012» и увеличение рекламных расходов со стороны западных корпораций.
Рекламисты уверены: времена антикризисных скидок и демпинга закончились. Ситуация в отрасли стабилизировалась, жесткой конкуренции уже нет, а экономика оживает.
По данным Всеукраинской рекламной коалиции, в 2010 году объем рекламно-коммуникационного рынка вырос на 22% до 10,6 миллиарда гривен. Из них 6,7 миллиарда гривен приходится на рекламу в медиа.
По прогнозам коалиции, в 2011 году рынок вырастет на 20% до 12,8 миллиарда гривен. Когда будут превышены показатели 2008 года — 11,4 миллиарда гривен.
Правда, если оценивать рынок в долларах, то ему еще далеко до кризисных времен. Так, в 2011 году, по прогнозу, он достигнет 1,6 миллиарда долларов, тогда как в 2008 году, по курсу 5,05, — 2,28 миллиарда долларов. Разница — почти миллиард.
Телевидение как приоритет
Снижение цен в кризисные времена оказалось на руку западным корпорациям. Их деньги составляют львиную долю рекламного рынка, 80% которого приходится на телевидение. Основной заказчик — транснациональные фирмы FMCG-рынка — товары ежедневного потребления.
ТОП-10 рекламодателей на украинском телевидении, первая половина 2010 года
Рекламодатель |
Сумма, миллионы долларов |
Часть рынка, % |
По сравнению с этим же периодом 2009 года, % |
Procter&Gamble |
91,1 |
6,8 |
12,7 |
Henkel |
67,2 |
5,0 |
2,8 |
Uniliever |
59,3 |
4,4 |
23,9 |
Benckiser |
57,1 |
4.2 |
101,8 |
Colgate-Palmolive |
50,4 |
3,7 |
128,4 |
Kraft Foods |
45,2 |
3,4 |
17,9 |
Nestle |
43,0 |
3,2 |
29,4 |
L’Oreal |
40,5 |
3,0 |
-43,0 |
SC Johnson |
36,5 |
2,7 |
69,0 |
GlaxoSmithKline |
32,6 |
2,4 |
-0,4 |
источник: рекламные агентства
По данным Всеукраинской рекламной коалиции, рынок телерекламы в 2010 году вырос на 34% до 2,7 миллиарда гривен. В 2011 году он «потяжелеет» еще на 32%, а доходы телеканалов повысятся на четверть.
«Цены на рекламу должны возрасти, поскольку 2010 года повышение было недостаточным. Украинский рынок недооценен, потенциал роста составляет 40% », — отметила исполнительный директор Индустриального телевизионного комитета Екатерина Котенко.
Однако будет ли эффективным телереклама, предсказать сложно.
Социально активная аудитория быстро переходит в интернет, а уровень кабельного телевидения, где есть возможность получить новую аудиторию, остается невысоким — не более 20%. Не исключено, что в 2011 году ни один из телеканалов не будет иметь доли более 9-10% в наиболее платежеспособной аудитории — 18-50 лет.
Сеть переманивает рекламодателей
Единственным ресурсом, который бурно развивался во время кризиса, был интернет. Так, если в 2009 году рынок телерекламы упал на 15%, уличной — на 43%, прессы — на 31%, радио — на 35%, то интернет вырос аж на 45%.
Основная причина такой популярности — низкие расценки, бурный рост аудитории, высокая доля материально обеспеченных людей в сети. Интернет быстро охватывает новую аудиторию, которая в возрастной группе 14-65 лет в городах с населением свыше 50 тысяч превышает 9 миллионов человек.
Кроме того, если раньше сетью пользовались преимущественно днем, на работе, то сейчас «сидят в интернете» и вечером и ночью, то есть дома.
По данным участников рынка, рынок интернет-рекламы в 2010 году вырос на 60% до 230 миллионов гривен. Больше заказчики тратили денег в конце года, когда остались остатки от годовых маркетинговых бюджетов. По словам участников рынка, рекламодатели готовы увеличить свои бюджеты на интернет на 50%.
Исполнительный директор Украинской ассоциации интернет-рекламы Алексей Заблоцкий говорит, что FMCG-сектор 2010 года увеличило свою долю в рекламных бюджетах до 10%. Одновременно автомобильные компании тратят на сеть по 20% бюджетов.
Лидерами по инвестициям в интернет-рекламу являются автомобильные компании, продавцы электроники и телекоммуникационные фирмы. Отстают финансовые и риэлторские компании.
В 2011 году к рынку могут проявить интерес производители алкоголя и табака, которым все сложнее продвигаться на ТВ и уличной рекламе через постоянные запреты. В прошлом году выросли инвестиции в рекламу в социальных сетях, в том числе — за счет быстрого роста популярности сети Facebook.
Билборды и пресса: год без политики
Другие средства медиа-коммуникаций — уличная реклама, радио и пресса — находятся в менее стабильном состоянии, хотя и здесь прогнозируется небольшой рост. В 2009-2010 годах им помогли выжить бюджеты политических партий, хотя сами рекламисты заявляют, что политические издержки были не такими уж значительными.
По данным Всеукраинской рекламной коалиции, объем политической медиа-рекламы в 2009 году составил 1 миллиард гривен, а в 2010 году — 300 миллионов гривен, из которых половина пришлась на ТВ, 100 миллионов — на прессу, 50 — на уличную рекламу.
Реклама на улицах должно получить бюджеты под «Евро-2012», уверен руководитель Ассоциации наружной рекламы Артем Биденко. По его словам, в рамках промо-акций в страну зайдут международные компании, принесет 300 миллионов долларов или 50% прироста рекламного рынка.
Однако оптимист экспертов пока не подтвердили международные рекламодатели.
В 2011 году цена размещения на билбордах вырастет на 15-20% за намерения местных властей повысить тарифы. Сейчас владельцы щитов и рекламные агентства ожидают результатов переговоров с телеканалами. Рекламодатели хотят сначала заключить соглашения с телевидением, а потом — с другими носителями по остаточному принципу.
В 2010 году уровень заполнения рекламных щитов превысил докризисный — 85% против 75% в 2008 году. В 2011 году сегмент вырастет на 25% до 1 миллиарда гривен.
По мнению специалистов, объемы рекламы в прессе в 2011 году будут расти за счет женских и деловых изданий — плюс 20% и 13% соответственно. На их страницы вернутся FMCG, банки, автомобили, недвижимость.
Заказчики до сих пор игнорируют размещения в региональной прессе, хотя затраты на нее втрое меньше, чем в центральных газетах и журналах. И это при условии, когда местным изданиям украинцы доверяют больше, чем центральным.
Затраты же на политическую рекламу в прессе сократятся на 30% за отсутствия выборов, серьезно ударит по медиа-бюджетах периодических изданий. Пресса чувствовать себя хуже, ведь у нее большие затраты на печать.
Прогноз соотношения рекламных бюджетов по видам медиа, % от рекламного рынка
Телевидение |
Радио |
Пресса |
Интернет |
|
2008 |
39,5 |
6,3 |
19,7 |
12,4 |
2015* |
37,8 |
5,0 |
12,1 |
25,0 |
* — прогноз Сortex Media Ukraine