Утро — это нелегкое время для экспериментов, проб и ошибок.
Дело всё в том, что с 6:45—9:45 аудитория программы меняется как минимум трижды. Те, кто проснулся в 6:30 и убегает на работу уже к 7:30, другие только проснулись и убегают к 9:00, а третьи — те, кто остался дома, или уже отвели детей в садик-школу, мужей провели на работу и «вздохнули» с облегчением. Каждая из этих групп отличается своими интересами, приоритетами, желаниями увидеть, услышать свою информацию с экранов телевизора.
Не секрет, что по утрам ТВ — не что иное, как своего рода «визуальное радио», только вот преимущество в том, что вы в любое время можете заглянуть в экран (во время завтрака или застегивания рубашки) и увидеть то, что вас заинтересовало! А вот с этого момента наша задача заставить вас остаться у экранов и досмотреть сюжет до конца, а КАК это сделать — это почти магия.
Итак, приоткрою крохотную щелочку огромного занавеса.
1.Визуальная составляющая любого сюжета утренней рубрики — комфорт.
Задача изображения на экране — заставить вас не думать о нём вообще, то есть внимание зрителя необходимо сконцентрировать исключительно на информации: никаких скачков, резкого клипового монтажа и не до конца понятных планов.
2.Выразительность.
Утром человек должен быть вдохновлен, ведь впереди у него рабочий день, и начать его с неприятного изображения — недопустимо. Поэтому выразительность на экране — вторая «щелочка» в «закулисье» экрана. Зрителю должно нравиться то, что он видит на экране.
3.Четкость или иллюстративность.
Все мы, режиссеры, мыслим образами (такова профессия), но телевидение — искусство предметное, поэтому художественные приёмы (кино приёмы) не всегда уместны. Ваше изобразительное высказывание должно быть четким, понятным для зрителя. Видеоматериал иллюстрирует сказанное за кадром, иначе человек вовсе запутается в информации.
4.Воздушность (легкость)
В голове каждого из нас идеальное утро ассоциируется с ранними нежными лучами солнца, теплым одеялом, мягкой подушкой и вкусным кофе. Все картинки, которые пролетают в голове — светлые, позитивные, жизнеутверждающие, и это — прекрасно. Поэтому изображение, которое вы первым делом видите на экране, никак не может быть темным, тусклым, погружающим в ночную атмосферу — это только разрушает утреннюю гармонию (даже если за окном дождь, слякоть, сырость и туман).
5. Позитив.
Восприятие человека утром настроено на безумное количество волн, начиная от серьезной информации, заканчивая анекдотами. И бессмысленно скрывать, что все мы закрываемся от негатива, а притягиваем всё больше позитива.
Грань между юмором, открытым сарказмом и позитивом с одной стороны огромна, но с другой — очень мала. Утром зритель не готов хохотать, ловить нотки иронии и всматриваться в каждую монтажную склейку, чтобы понять смысл, который вы вкладываете. НО: он ждет, что «телевизор» заставит его улыбнуться, поднять глаза вверх и черпнуть для себя информацию. Поэтому, создавая телевизионный продукт, необходимо помнить, что даже микроплан, поданный с улыбкой, обязательно будет оценен зрителем.
6.Современность, стиль.
Мода — понятие необъяснимое, неконтролируемое нами на все 100%, но она всегда диктует свои принципы и законы. Изображение — не исключение. С каждым годом зритель становится требовательней, уровень его вкусовых качеств растет, а желание быть удовлетворенным и культурно просвещенным ещё больше. Стоит сравнить изображение на экранах ТВ 80,90-х годов и современного, думаю, о разнице не стоит и говорить.
Динамичный клиповый монтаж, полиокность, некомфортный монтаж, темпоритм, подача образа ведущих, яркость и динамика с помощью света и дополнительных эффектов, технические возможности и т. д., этот список можно продолжать ещё очень долго, но, главное, помнить, что снимать, творить, придумывать, осуществлять проекты без учета моды — невозможно.
7.Новизна подачи информации, зачастую, банальных тем.
Из года в год на экранах телевизоров вы слышите и видите сезонные новости, то есть сюжеты про цены на клубнику, картошку, первых опавших листьях, первом урожае и.т.д.
Несмотря на столь избитые темы, вам всегда интересно смотреть уже готовый материал. Почему?
Всё дело в трендах и особенности данной темы в конкретном году. Основная задача — удивлять зрителя актуальностью темы именно на сегодняшний день.
8.Использование графики, аудио эффектов и других, дополнительных визуальных решений.
Хорошо снятое, откорректированное по цвету изображение, само по себе абсолютно полноценно.
Но для максимального понимания всех тем (без исключения) нам на помощь приходят дополнительные аудио-визуальные эффекты: графика, музыка, шумы, фотографии и т. д.
Все эти приёмы только помогают зрителю воспринимать информацию. Даже если он что-то пропустил, на экране графически будет изображено то, что сложно воспринимается на слух.
Про значимость музыки, шумов, муз. акцентов не стоит и говорить — их вклад безграничен. Они как спасательный круг для невыразительного или скучного видео, как весло для тонущего, когда маленький акцент сразу расставляет все точки на «Ё», а шумы исправят брак по звуку.
9.Темпоритм.
Телевидение — это в первую очередь зрелище. Поэтому вся информация показана так, чтобы зрителю не было скучно. Все вышеперечисленные составляющие являются этому доказательством.
Темпоритм — это не только кратность смены кадров, их динамика, но и общий ритм проекта.
Темпоритм — это характер, в котором снят и смонтирован сюжет, а он зависит и от материала, и от темперамента режиссера. Кому-то свойственны плавные длинные проезды, кому-то кратность, скорость и т. д.
Главное понимать, что уместно в одном проекте или сюжете, не всегда будет приемлемо в другом.
10. Личный интерес.
Творческие люди, наверно, одни из самых самокритичных. Это значит, что у них всегда есть развитие, желание делать продукт каждый раз всё лучше и лучше, придумывать и реализовывать самые неожиданные проекты. Под каждой выполненной работой они всегда напишут свою фамилию.
Я о том, что каждый проект, сюжет, профайл должен Вам нравиться, и вам не стыдно сказать, что это сделали ВЫ. Этот критерий и будет, своего рода, фильтром для всех работ.