30 Авг 2007, 06:46

Рейтинговый заработок

Рейтинговый заработок

Международные рейтинговые агентства уже присвоили рейтинги долговым обязательствам на 75 триллионов долларов. Но Мoody's, S&P и Fitch хотят контролировать все денежные потоки в мире.

Мир стоит на трех китах — Moody's, Standard & Poor's, Fitch…Таким образом, можно перефразировать известное изречение в контексте международных финансов, и вряд ли кто-то из финансистов с ним не согласится…

Не надо быть Адамом Смитом, чтобы понимать: каждому уровню дохода соответствует своя степень риска, но какой, как его измерить? Ответ на этот очень важный для экономического мира вопрос в свое время решились дать Джон Муди, Генри Пур и Джон Фитч. Сегодня некогда созданные ими рейтинговые агентства имеют международный статус, международное уважение и большие даже по международным меркам заработки…

Есть две сверхдержавы — США и Moody's!

Такая шутка очень популярна среди биржевиков на Уолл-Стрит. Сегодня агентство Moody's Investors Service является одним из крупнейших, ему принадлежит около 40% мирового рынка рейтинговых услуг. В прошлом году собственник агентства — компания Moody's Corp. получила чистую прибыль в размере 753,9 миллиона долларов.

А начиналось все с интересного творения некоего Джона Муди. В 1909 году он опубликовал книгу о ценных бумагах железнодорожных компаний, в которой оценил степень финансовых рисков с помощью буквенного кода. Эта идея привлекла инвесторов, и Муди в том же году в Нью-Йорке основал рейтинговое агентство, которому дал свое имя.

В 1914 году агентство начало присваивать рейтинги долговым обязательствам американских городов и других муниципальных образований.

Спрос на услуги был настолько огромен, что на начало 1924 года рейтинги Moody’s охватывали почти 100% американского фондового рынка! В 70-х годах XX столетия агентство занялось рейтингованием краткосрочных обязательств корпораций и банковских депозитов.

На сегодняшний день агентство присваивает рейтинги государственным и коммерческим структурам в 100 странах мира. Суммарный объем различных долговых инструментов, которые были оценены или которым был присвоен рейтинг Moody's, составляет около 30 триллионов долларов. Среди клиентов Moody's — многие украинские эмитенты (по подсчетам самого агентства около 70 в суверенном, корпоративном и банковском секторах, а также секторе общественных финансов).

Давший право на информацию

Агентство Standard & Poor`s (S&P) начало деятельность по присвоению рейтингов только в XX веке, однако история компании начинается в 1860 году. Ее «отцом» считают главного редактора отраслевого железнодорожного издания American Railroad Journal Генри Пура. Он провозгласил принцип «права инвестора на информацию» и в подтверждение своих убеждений организовал компанию, которая занялась систематической рассылкой финансовой информации.

Соучредителем ныне всемирно известного агентства является некий Лютер Блейк. В 1906-м он основал компанию Standard Statistics Bureau, которая стала предоставлять американским компаниям различную финансовую информацию о рисках на фондовых биржах. В 1916 году Standard Statistics Bureau начала присваивать первые кредитные рейтинги корпоративным облигациям, а чуть позже — суверенным долговым обязательствам. В 1941-м в результате слияния Standard Statistics Bureau с компанией, основанной Генри Пуром, возникло агентство Standard & Poor’s.

В 1966 году S&P приобрела издательская корпорация MGraw-Hill, Inc. В 2006-м она отрапортовала о позитивном финансовом результате за девять месяцев в сумме 677,5 миллионов долларов. Сегодня эксперты Standard & Poor`s присваивают свыше 500 тысяч рейтингов различным долговым обязательствам и финансовым инструментам, общая сумма которых превышает 34 триллиона долларов (доля компании на мировом рынке рейтинговых услуг составляет приблизительно 40%). В Украине агентство присвоило 26 рейтингов.

Основатели шкалы

Агентство Fitch Ratings было основано Джоном Фитчем 24 декабря 1913 года. Компания, как и два других крупнейших мировых рейтинговых агентства, начала свою деятельность с публикации подробной финансовой статистики, потребителями которой были игроки Нью-Йоркской фондовой биржи. В 1924 году эксперты компании ввели в обращение ныне известную всему миру буквенную рейтинговую шкалу (от AAA до D), которая вскоре была признана удобным и надежным инструментом для присвоения рейтингов и другими агентствами.

В 1997 году Fitch слилось с лондонской компанией IBCA Limited. Сейчас агентству принадлежит около 14% мирового рынка рейтинговых услуг. Украинским эмитентам компания присвоила более 50 рейтингов.

Как оценивают

Принцип построения рейтинговых шкал у всех международных агентств одинаковый. На верхней ступени шкалы находится оценка, означающая наивысшую надежность (ААА или Ааа). За ним следует рейтинг — «очень высокая надежность» (АА или Аа), и так далее вплоть до оценки «дефолт» (D или С). Отличие только в используемых буквах и цифрах — если S&P и Fitch применяют только заглавные латинские буквы и знаки.

+ или -, то в международной шкале Moody’s используются строчные буквы, также цифры 1,2,3, означающие качество в рамках данного рейтинга. Например, оценка, присвоенная агентством Fitch на уровне BB+, является эквивалентной рейтингу от Moody’s Ва1. Каждая рейтинговая шкала имеет условную линию разделения на оценки «инвестиционного» и «спекулятивного» уровня. В первую входят рейтинги, характеризующие объект рейтингования как высоконадежный и обладающий малой вероятностью дефолта; к «спекулятивному» относятся оценки ниже, чем (ВВВ и Ввв), и такие рейтинги предупреждают инвестора о возможном невыполнении эмитентом обязательств.

Стоимость получения рейтинга у крупнейших международных агентств составляет от 30 до 100 тысяч долларов. Ежегодное подтверждение или пересмотр рейтинга обходится в среднем на 20% дешевле, чем первоначальное рейтингование.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео