Идеальная кампания Приватбанк не спасет
19 Дек 2016, 16:52

Идеальная кампания Приватбанк не спасет

Коммуникации вокруг Приватбанка, которые не случились, эксперт видит насквозь

Финансовые специалисты и политики призывают не паниковать, а народ все равно волнуется и наполняет соцсети смешными и страшными мэмами, карикатурами и видео. Так заканчиваются первые сутки после ночного объявления о национализации Приватбанка.
Какие основные ошибки коммуникационной кампании вокруг этого события были допущены?
Как могла бы выглядеть идеальная кампания при тех же вводных и в тех же обстоятельствах?
На оба вопроса отвечает исполнительный директор агентства Grou (Public Affairs и управление репутацией) Катерина Засуха.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

В реальности

Думаю, что поздний выход релиза от Нацбанка (после выпуска поздних вечерних новостей) обусловлен желанием НЕ спровоцировать панику у населения. Что правильно. И логичен фоллоу-ап первых лиц страны сразу, на следующий же день. И месседж Президента — сравнение с успешным госбанком, Ощадбанком, очень здесь уместен. И трансляции на Фейсбуке. И ролик на сайте Минфина — такая себе коммуникационная инновация для госоргана. Вы раньше много таких поясняющих роликов видели на сайтах министерств? Я — нет.

Нацбанку уже давно нужно было найти время на то, чтобы больше разъяснять «на пальцах» населению, чем отличаются «национализация», «временная администрация», «ликвидация»

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь
Катерина Засуха
Исполнительный директор PR агентства Grou

Говорить об ошибках в коммуникациях по кейсу Приватбанка — крайне сложно. Потому что алгоритмы и шаблоны тут неприменимы. Ситуация слишком специфична и сложна. Слишком велика цена ошибки. И делать разборы могут, ИМХО, только те люди, которые в своей жизни с чем-то подобным сталкивались.

И все же. Если говорить об ошибках. Нацбанку уже давно нужно было найти время на то, чтобы больше разъяснять «на пальцах» населению, чем отличаются «национализация», «временная администрация», «ликвидация» — вот буквально в стиле «что такое хорошо, а что такое плохо». На простейших примерах, аналогиях, картинках. Не упоминая конкретные названия банков. Просто, чтобы сформировался рефлекс. Тогда сегодня не стояла бы задача убеждать параллельно людей в том, что национализация — это хорошо, на фоне шквала информационных атак приватовцев. «Готовить сани лучше летом».

В идеале

В нынешних реалиях — экономических и политических — идеальной кампании быть не может. Я бы говорила об оптимальной. Пошаговка могла бы быть следующей:

— обозначить цель коммуникации и срок (предполагаю, что данном кейсе двигать срок «старта» коммуникации было невозможно. Можно было только рекомендовать время выхода релиза)

— набросать карту стейкхолдеров (кого затронет событие? На кого повлияет? Кто поддержит? Кто ударит?)

— выписать ожидания стейкхолдеров (что они ожидают по отношению к себе? Что для них критично?)

— обозначить риски (что произойдет, если критически важные ожидания не будут удовлетворены?)

— понять, какие риски несут наибольшую угрозу устойчивости, и пометить их приоритетность

— спланировать коммуникационный план исходя из первоочередного покрытия приоритетных рисков (другими словами: кто должен максимально быстро узнать что для минимизирования самых главных рисков? Как мы ему/им это расскажем? Сколько времени нужно на обеспечение этой первой коммуникационной волны?).

Одинаково опасно говорить обо всем и сразу, равно как и концентрироваться только на приоритетном риске. В какой-то момент риск, обозначенный как второстепенный, может актуализироваться

Катерина Засуха
Исполнительный директор PR агентства Grou

Очень важно помнить, что усвоить сообщение и поверить человек сможет только в том случае, если

а) он его получит из источника, которому доверяет;

б) сообщение будет подкреплено потребительским опытом. 

Следовательно, определяем круг спикеров — основной и вспомогательный. Второй должен включать лидеров мнений, которые окажут поддержку и выступят проводниками сообщения для широкой аудитории. Необходимо параллельно давать коммуникацию по всем обозначенным рискам, постепенно подключая дополнительные коммуникационные сообщения. Одинаково опасно говорить обо всем и сразу, равно как и концентрироваться только на приоритетном риске. В какой-то момент риск, обозначенный как второстепенный, может актуализироваться.

Если постоянно мониторить стейкхолдеров и двигаться по плану, понимая, кому, что и зачем говоришь, и какая цена неуспешной коммуникации в каждом случае, то инфокампания будет успешной. Это не значит, что она пройдет без корректировок и потерь. Все может быть. Но цель будет достигнута.

Правильный подход и планирование дадут возможность понимать ситуацию в каждый момент времени и по завершении кампании — проанализировать и вынести полезные уроки на будущее.

Расскажите друзьям про новость