Эксперты назвали главные методы интернет-мошенников
09 Фев 2021, 09:45

Эксперты назвали главные методы интернет-мошенников

Покупки через интернет совершают более 11 миллионов украинцев, из них каждый четвертый делает более 20 заказов в год. Через небывалую популярность онлайн-шопинга увеличилась и активность онлайн-мошенников. В 2020 году киберпреступникам удалось украсть более 252 миллионов гривен, а самым популярным методом стал обман продавцов с помощью сайтов-подделок.

Ко Дню безопасного интернета, который отмечают 9 февраля, в OLX рассказали о главных методах онлайн-мошенников и дали рекомендации, как им противодействовать.

Вместе с ростом популярности онлайн-торговли и жизни в киберпространстве активизировались и мошенники, которые массово создавали фальшивые сайты и обманывали людей на деньги. Согласно последним исследования CBR, в прошлом году 35% опрошенных украинцев сталкивались со злоумышленниками во время покупок в интернете, а по данным Ассоциации ЕМА с помощью социнженерии интернет-мошенники «заработали» 252 млн грн. 

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Эксперты OLX назвали главные методы преступников:

  • размещение несуществующих товаров на платформах и соцсетях (когда жертва пересылает деньги по предоплате), 
  • телефонное мошенничество (когда жертва передает личные платежные данные преступнику, который выдает себя за представителя банка или полиции), 
  • фишингсайты-подделки (когда жертва переходит по ссылке на мошеннический ресурс и вводит там личные платежные данные). 

«Около 78% населения Украины в возрасте 16 лет и старше (примерно 25 млн человек) пользуется интернетом. Из них примерно 500 тысяч ежедневно сталкиваются с киберпреступниками. Самой популярной схемой мошенников в 2020 стал фишинг — отправка ссылок на сайты-подделки. 

Примеры фишинга:

Практически во всех случаях преступники используют методы социальной инженерии: притворяются продавцами, покупателями и даже сотрудниками банка, а затем применяют манипуляции, чтобы жертва сама отдала свои платежные данные», — рассказал Виктор Нобиуз, руководитель отдела бизнес-аналитики OLX Украины.

По статистике OLX, доля киберобманов в онлайн-шопинге с использованием сайтов-подделок составляет около 0,4% от всех транзакций. В целом количество людей, которые столкнулись с фишингом при покупке или продаже товаров в 2020 году  по данным платформы составляет примерно 20 тысяч человек. Из них 12 369 (62%) — не потеряли деньги благодаря внимательности, знанию правил и своевременному обращению в службу поддержки OLX. Количество пользователей, кто отдал личные данные мошенникам и потерял деньги — примерно 7700 человек. С начала марта и до конца локдауна мошенники оперативно отслеживали тенденции спроса населения и расширяли свою деятельность от электроники к товарам личной гигиены, быта и спортивного инвентаря. Под удар, в первую очередь, попали люди, которые покупали онлайн или пользовались сервисами впервые. Наибольшее количество таких мошеннических действий было зафиксирована в декабре 2020 года, когда украинцы массово покупали товары онлайн накануне Нового года и январского локдауна.

Наиболее популярной в последние месяцы прошлого года была схема с мошенничеством против продавцов:

  • псевдопокупатель находил продавца на онлайн-площадке;
  • сразу писал в посторонний мессенджер, пытался войти в доверие;
  • присылал сторонние ссылки и убеждал перейти по ним (которые вели на фишинговый сайт)
  • делился фейковыми правилами работы сервиса, торопил и даже давил, чтобы жертва самостоятельно ввела свои платежные данные;
  • получал от жертвы-продавца  на фишинговом сайте CVV-код, баланс и срок действия карты, чтобы в результате вывести украденные деньги на виртуальный счет.

«Чтобы научить украинцев правилам безопасности в интернете, мы объявили 2021 «Годом безопасности» и запустили образовательный проект Онлайн[за]хист. За месяц его работы получили более сотни историй пользователей, которые встретились с онлайн-мошенниками — в среднем по три истории каждый день. 80% из них касаются схемы с мошенничеством против продавцов. 70% касаются фишинговых ссылок и сайтов-подделок. Наиболее заинтересована темой кибербезопасности аудитория 25-34 года», — добавил Виктор Нобиуз.

Согласно международным прогнозам, доля финансовых сделок, совершенных онлайн, будет только расти. Каждая четвертая покупка в мире будет происходить онлайн. Поэтому для усиления собственной кибербезопасности пользователи должны постоянно соблюдать базовые правила:

  • ознакомиться с правилами работы сервиса и услуг, где запланирована покупка / продажа товара;
  • быть внимательным к объявлениям, онлайн-незнакомцам и посторонним ссылкам; 
  • обсуждать детали сделки только в официальном чате онлайн-площадки;
  • обращать внимание на адрес сайта;
  • не разглашать платежные и персональные данные;
  • сообщать о попытках мошенничества в киберполицию.

Более подробно о правилах безопасности и методах мошенников можно узнать на сайте.

Расскажите друзьям про новость