Профессиональный путь домой: зачем Ирина Римарчук вернулась в Украину
09 Фев 2016, 14:30

Профессиональный путь домой: зачем Ирина Римарчук вернулась в Украину

Маркетинг-директор Danone вспоминает о белорусско-российском периоде карьеры, рассказывает о возврате в девальвацию, сокрушается о потере «Тёмы» и признается в необходимой ротации Фреймут и Ефросининой

Начав карьеру бренд-маркетинг-менеджером в Danone Украина, Ирина Римарчук уехала маркетинг-директором в Danone Беларусь, оттуда — бренд-маркетинг-директором в Простоквашино.  И… спустя 2,5 года приехала назад, в Украину, заняв должность маркетинг-директора украинского Danone. В самый разгар «Не покупайте российское», с рынка, несравнимого по размеру с украинским. MMR узнал, был ли это плановый come back и в каком состоянии она застала маркетинг Danone в Украине. 

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Ирина, вы уже полтора года как вернулись из Москвы, где занимали должность маркетинг-директора Danone. Это был плановый come back?

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Во внутренних целях и целях, которые я проговаривала с компанией, всегда было стать маркетинг-директором Danone в Украине. И компания Данон дала возможность воплотить мои мечты в жизнь. На пути к достижению этой цели было два карьерных шага. Первый — в 2011 году я уехала бренд-маркетинг-менеджером из Украины маркетинг-директором в Беларусь, где проработала год. Далее я приняла предложение стать бренд-маркетинг-директором в Простоквашино в России. Спустя 2,5 года меня рассмотрели на позицию маркетинг-директора Украины. 

Спустя 2,5 года на должности бренд-маркетинг-директора в Простоквашино в России меня рассмотрели на позицию маркетинг-директора Украины. 

Ирина Римарчук
Директор по маркетингу Danone Украина

Домой хотелось? Особенно после России: рынок масштабный, денег больше, можно делать более крупные проекты, экспериментировать с разным потребительским сегментом… Чем больше рынок — тем больше возможностей…


Да, домой хотелось. Российский рынок очень интересен для маркетологов большими ресурсами и размахом: можно пробовать больше разных вещей, учиться новому — именно за это я благодарна российскому опыту. Но украинский рынок дает больше возможностей для креатива и больше гибкости в принятии решений.


Если суммировать год в Беларуси и 2,5 года в России – что в профессиональном плане дало больше всего? Key learnings


И первое, и второе назначение дали свои уроки, и они были нужны. Они были разными. Беларусь — это первый опыт. До этого я никогда не руководила отделами, никогда не отвечала полностью за результаты всех брендов и всего бизнеса с точки зрения топ-лайна. Это был первый опыт маркетинг-директором. Я поняла, насколько важна стратегия, а не только исполнение. Это иной уровень общения с другими отделами.


Спустя 2 месяца в Беларуси случилась огромнейшая девальвация валюты. Первая реакция была — срочно резать маркетинговый бюджет, прекращать все активности. Эта мысль преследовала неделю, но мы этого не сделали, а наоборот, пересмотрели стратегию, начали делать то, что не предполагали изначально — и начали расти. Это был основной learning, который мы извлекли. 

Беларусь — это мой первый опыт маркетинг-директором. До этого я никогда не руководила отделами, никогда не отвечала полностью за результаты всех брендов и всего бизнеса с точки зрения топ-лайна. Я поняла, насколько важна стратегия, а не только исполнение. Это иной уровень общения с другими отделами. 

Ирина Римарчук
Директор по маркетингу Danone Украина

Несмотря на то, что транснациональные компании славятся своей неповоротливостью, вы достаточно быстро смогли адаптироваться…


Адаптация очень быстро произошла. И это, кстати, один из плюсов меньших рынков в том числе. Гораздо большая поворотливость, скорость реакции и гибкость. И этим Украина мне нравится больше, чем Россия.


Два основных урока, которые мне дала Беларусь — это новая роль маркетинг-директора и то, что правильная стратегия работает для бизнеса в независимости от того, что происходит во вне — важно адаптировать стратегию и изменить план действий, исходя из новых вводных. 

Правильная стратегия работает для бизнеса в независимости от того, что происходит во вне — важно ее адаптировать и изменить план действий, исходя из новых вводных. 

Ирина Римарчук
Директор по маркетингу Danone Украина

Россия дала совершенно другой опыт. Первые полгода из-за размера бизнеса мне было очень страшно, потому что бренд, которым я руководила, был самым большим фудовым брендом в России (700 млн евро оборот). Риск и размер ошибки мог вылиться во что-то очень болезненное. На тот момент происходило слияние «Юнимилк» и Danone. И, если Danone с точки зрения маркетинга знал очень много всего о йогуртах и как их позиционировать, то с приходом «Юнимилк» у компании появилась новая подкатегория — традиционная молочная продукция. Для меня это было сродни работе на другую компанию.

В России я руководила самым большим фудовым брендом в стране (700 млн евро оборот). Первые полгода мне было очень страшно. У меня было ощущение, что я сижу за рулем громадной фуры и не знаю, куда она несется, не знаю где у нее рычаги управления. Немного позже пришло понимание, как управлять и куда поворачивать. 

Ирина Римарчук
Директор по маркетингу Danone Украина

Когда моя работа стала вырисовываться в конкретную стратегию по росту бренда, и я начала видеть результаты — все страхи компенсировались. Первые полгода у меня было ощущение, что я сижу за рулем громадной фуры и не знаю, куда она несется, не знаю где у нее рычаги управления. Потом уже пришло понимание, как управлять и куда поворачивать.

А со стороны команды не было отношения «какая-то украинка приехала»?

Нет. Когда мне предложили пост в России, моя первая реакция была: «Нет. Вы с ума сошли, я никогда туда не поеду!». На тот момент между странами не было такого напряжения, но я никогда не хотела жить в Москве. Друзья меня отговаривали ехать, говорили, что там низкий комфорт жизни, плохая экология, большие пробки, люди высокомерные и злые…. Но все обдумав, я все-таки решилась принять предложение российского Danone. Оправдалась только плохая экология, а люди — как и везде — есть разные, но мне посчастливилось работать с хорошими.

Когда мне предложили пост в России, моя первая реакция была: «Нет. Вы с ума сошли, я никогда туда не поеду!». На тот момент между странами не было такого напряжения, но я никогда не хотела жить в Москве. 

Ирина Римарчук
Директор по маркетингу Danone Украина

Пока вы ездили по эссайментам, в Украине маркетингом Danone руководил иностранец, и СЕО тоже был иностранец. В каком состоянии вы приняли маркетинг после них и насколько оправдано привлечение экспатов на такие должности?


Кто более силен профессионально — того и назначают. В иностранных «мозгах» на руководящих должностях на рынке была острая потребность лет 10 назад. Сейчас ситуация изменилась, и на текущем этапе развития маркетинга в Украине иностранец ничем не лучше и не хуже, чем локальный маркетинг-директор. Но если из всех кандидатов самый лучший кандидат — иностранец, почему бы и нет? Это выбор каждый конкретной компании.


За время моего отсутствия в Украине компания изменилась очень сильно. И не только из-за того, что руководили ею иностранцы. Компания выросла в 3 раза. Отдел маркетинга, когда я уезжала, состоял из 7 человек, когда я вернулась – 20. Полностью произошло слияние с «Юнимилком», появились новые бренды, интересные идеи.

Я принимала предложение о возвращении в Украину в феврале 2014. Тогда было уже понятно, что год будет тяжелым, но не было понятно, как далеко и критично это зайдет (предпосылок к военным действиям не было на тот момент).  

Ирина Римарчук
Директор по маркетингу Danone Украина

Сразу после Беларуси, без российского опыта, осилили бы позицию маркетинг-директора Danone Украина?

Скорее нет, чем да. На тот момент я не была готова вернуться в новом качестве.

Что подразумевает готовность?

Это внутренняя готовность, уверенность, что ты можешь это сделать и профессионально, и морально, и психологически. Позиция маркетинг-директора все же другая по сравнению с позицией бренд-директора.

Майдан, гонения Danone за российские бренды в портфеле, листовки «Не покупайте российское». Вы вернулись в кризис и войну, когда доллар уже «не тот», да еще и Восток потеряли?

Я принимала предложение о возвращении в Украину в феврале 2014. Тогда было уже понятно, что год будет тяжелым, но не было понятно, как далеко и критично это зайдет (предпосылок к военным действиям не было на тот момент). И я решила, что я это сделаю. Во-первых, позиция маркетинг-директора в Украине меня интересовала, во-вторых, как раз после Беларуси появилось понимание, что можно быть успешным маркетинг-директором при любых внешних обстоятельствах. И, в-третьих, мне важно было вернуться домой, в Украину.

Относительно брендов в портфеле: мы должны были донести до украинцев, что наши бренды международные и украинские, а не российские — и в такой ситуации приходилось очень оперативно принимать action-план и работать по нему. Потребителям было важно знать, что продукты Danone украинские. 

Мы должны были донести до украинцев, что наши бренды международные и украинские, а не российские — и в такой ситуации приходилось очень оперативно принимать action-план и работать по нему. Потребителям было важно знать, что продукты Danone украинские. 

Ирина Римарчук
Директор по маркетингу Danone Украина

Вы, наверное, одни из первых стали маркировать товары «Зроблено в Україні»? Вам удалось остановить падение в штуках?


Да, возможно первыми. Если говорить о результатах в бизнесе, то мы ими довольны. Мы смотрим на предыдущие года продаж, и смотрим в т.ч. на продажи без Крыма и Востока — и те цели, которые мы ставили по росту (особенно по «Активии» и «Растишке»), мы даже перевыполнили. По «Простоквашино» перевыполнили в 2014-м. 

Те цели, которые мы ставили (особенно по «Активии» и «Растишке»), мы даже перевыполнили. 

Ирина Римарчук
Директор по маркетингу Danone Украина

Если подводить полуторагодичные итоги, чем вы больше всего гордитесь?


Я горжусь своей командой – это сильные личности, профессионалы, и при этом позитивные замечательные люди. В команде многое поменялось: некоторые получили назначения в других странах, некоторым работать с предыдущим маркетинг-директором было комфортнее, чем со мной — и это нормально. 

В команде с моим приходом многое поменялось: некоторые получили назначения в других странах, некоторым работать с предыдущим маркетинг-директором было комфортнее, чем со мной, — и это нормально. 

Ирина Римарчук
Директор по маркетингу Danone Украина

Если говорить о бизнес-результатах, то это, конечно, рост доли рынка в современной молочной продукции. Колоссальный рост в детских брендах, «Активии», рост в обороте «Простоквашино». Из неудач — мы потеряли «Тёму» как бренд — и «Агуша» с «Яготинским» разделили долю. Но это временно. Так случилось, потому что был закрыт киевский завод «Галактон», а компенсировать импортом продукции из России мы не смогли из-за текущей ситуации. В 2016 году нам удалось оперативно запустить производство в Кременчуге, и мы перезапускаем «Тёму» на новых современных мощностях. 

За полтора года мы показали рост доли рынка в современной молочной продукции, колоссальный рост в детских брендах, «Активии», рост в обороте «Простоквашино». 

Ирина Римарчук
Директор по маркетингу Danone Украина

Испытывали временные трудности с Actimel. Но сейчас восстановили поставки и импортируем Актимель из Европы. Также у нас было очень много задумок по «Даниссимо», но на данный момент их реализовать пока не удалось…


Из-за бюджетных ограничений или ресурсных возможностей команды?


В комплексе. Плюс возможности нашего производства… 

Мы потеряли «Тёму» как бренд. «Агуша» с «Яготинским» разделили нашу долю. Но это временно. В этом году нам удалось оперативно запустить производство в Кременчуге — и мы перезапускаем «Тему» на новых современных мощностях. 

Ирина Римарчук
Директор по маркетингу Danone Украина

Какие планы на следующий год? Чем будете удивлять? В прошлом году — саббренд с льняными семечками, а в этом?


Мы очень гордимся запуском «Растишка-творожок»… Раньше у нас не было возможности производить творожок в Украине. Это продукт, созданный по натуральной формуле, с натуральными ингредиентами. Продажи неплохие.


4 января у нас стартовала новая рекламная кампания «Активии». Лицом бренда стала Маша Ефросинина. Маша и «Активия» разделяют общие ценности: украинская женщина в первую очередь должна заботиться о себе — только тогда и ее близкие станут счастливее. И Маша как раз — воплощение образа успешной украинки, заботящейся о себе и своей семье. 

Когда Маша Ефросинина стала лицом «Активии», речь не шла о покупке селебрити и использовании ее имиджа. Мы вместе заодно, чтобы изменить жизнь украинской женщины. Это сотрудничество во имя хорошей цели. 

Ирина Римарчук
Директор по маркетингу Danone Украина

Дороже Фреймут?


Я об этом не могу говорить. Но точно могу сказать, что дело не в деньгах — ни для Маши, ни для «Активии». Идет речь не о покупке селебрити и использовании ее имиджа. Нет. Мы вместе заодно, чтобы изменить жизнь украинской женщины. Это сотрудничество во имя хорошей цели.


Будет роуд-шоу по регионам?


Да, на ролике мы не остановимся. Будет развернута крупная кампания.


Что будет событием 2016 года в Данон?


Планируем вернуть «Тёму» в Украину в первом квартале 2016 года. Мы были готовы к запуску по украинским стандартам еще в августе 2015. Отсрочка с перезапуском связана с новыми повышенными европейскими стандартами и требованиями к оборудованию для производства детского питания. Глобальные стандарты Данон строже с точки зрения безопасности к детскому питанию. Для того, чтобы им отвечать, нам пришлось докупать оборудование, ждать, пока его установят и т.д.

Планируем вернуть «Тёму» в Украину в первом квартале 2016 года.  

Ирина Римарчук
Директор по маркетингу Danone Украина

По «Активии» планируются интересные новинки, которые точно удивят потребителей. «Простоквашино» я пока оставлю за кулисами. Есть планы на второй квартал 2016. Расскажу об этом ближе ко времени запуска. Мы будем продолжать коммуницировать, что это локальный бренд, продукт с Полтавщины. Эта кампания была очень успешна, но наше сообщение услышали еще не все. 

Мы будем продолжать коммуницировать, что Простоквашино — это локальный бренд, продукт с Полтавщины. Эта кампания была очень успешна, но наше сообщение услышали еще не все. 

Ирина Римарчук
Директор по маркетингу Danone Украина

Ваша личная цель?


Вся моя карьера построена в dairy бизнесе, мне будет интересно развиваться в других категориях — и я планирую это делать в рамках Данон. Планирую оставаться в маркетинге, не пойду в GM.


Что держит так в маркетинге уже 10 лет как?


Я пришла в маркетинг, не понимая, что это такое — со стороны все выглядело очень интересным. Пройдя серьезную школу, меня до сих пор притягивает разнообразие, работа с потребителем, социологический, креативный, психологический и в то же время бизнес-финансовый подход. И, конечно же, это результат работы, который ты можешь пощупать своими руками, счастливые потребители и акционеры.

Расскажите друзьям про новость