К слову, Ольга — редактор телеканала ICTV. Она называет себя «многостаночником», который и драму напишет, и детектив закрутит. Помимо работы над сериалами, она решила реализовать идею, которая лежала в столе до лучших времен. И вот времена наступили — StarLightMedia одобрил сценарий на внутрихолдинговом питчинге. Работу посчитали достойной на Каннском кинофестивале. Теперь можно сказать, что телепродакшн постепенно заходит в сферу ответственности кинематографа. И настроен очень серьезно. Этот ход вполне коррелируется со стратегией медиа-группы, о которой рассказал Владимир Бородянский в начале года.
Оля, о чем «Зерно» и как возникла его идея?
Это фильм об отношениях мужчины и женщин. Очень правдивая история, которая часто происходит в современном мире, о том, как женщина берет мужчину «на воспитание» и взращивает его.
3 года назад, когда я была студенткой Высших курсов сценаристов и режиссеров в Москве, нас учили писать короткометражки и полные метры. Мне очень повезло с наставником – Александром Бородянским. Он, я считаю, один из самых талантливых современных кинодраматургов. По его сценариям сняты фильмы «Афоня», «Курьер», «Дежа вю», «Зимний вечер в Гаграх» и множество других. Идея фильма «Зерно» возникла на одном из занятий с Александром Эммануиловичем. Я буквально увидела в своем воображении, картинку: женщина выращивает мужчину из бочки, как растение. Когда сценарий был готов, многие молодые режиссеры, мои сокурсники, присматривались к нему, хотели снять. Но всех отпугивала сложность визуальной части ленты. Было понятно, что за три копейки фантастический фильм не снимешь, а молодые режиссеры редко обладают средствами. Поэтому сценарий лежал у меня до тех пор, пока не появилась возможность предложить его на внутрихолдинговом питчинге.
Как вы думаете, почему эта история приглянулась Каннам?
Это очень понятная история и понятная метафора. Изначально у меня была идея показать, что когда женщина берет мужчину «на воспитание» и взращивает его, то рано или поздно он дорастает до определенного уровня и уходит. Так происходит в жизни. Также «Зерно» можно понимать, как метафору беременности и рождения. Женщина принимает семя, а спустя время родившийся человек уходит. Он созрел, его нельзя удержать. Женщина сделала все, что смогла, и обречена его отпустить. Эта история трогает сердца. Она о любви, об одиночестве, о попытке сделать из мужчины принца, повлиять на него. При всей сказочности главной задумки, она очень близка всем женщинам и многим мужчинам. Разве что девочкам до 12 лет она может быть непонятна, но всем, кто старше…
Где сейчас можно посмотреть фильм?
Его пока нет в открытом доступе. Так что придется подождать. Насколько я знаю, «Зерно» будут показывать в некоторых кинотеатрах.
Кто сыграл главные роли? Где снимали картину?
Натуру – во Львове, интерьеры – в Киеве. Львов, бесспорно, помог создать сказочную атмосферу и романтическое настроение. На главные роли в результате кастингов утвердили замечательных актеров Ольгу Гришину и Глеба Мацибору.
Какова дальнейшая судьба картины?
Цель всего этого – прославить нашу Украину в кинематографе (смеется — ред.). Или хотя бы сделать так, чтобы о ней услышали. «Зерно» поедет на всевозможные фестивали. Это однозначно фестивальное кино, но при этом в нем нет никакого трэша. Признаться, изначально у меня было представление, что картина будет выглядеть более артхаусно.
В полный метр не думали развить историю?
В ближайшее время, я надеюсь, мы обсудим это с режиссером картины Ксенией Бугримовой.
Ольга, что в вашем послужном списке сценариев? И над какими идеями сейчас работаете?
Среди моих сценарных работ сериалы «Окрыленные» и «Корабль». Еще мы с коллегами с большим удовольствием адаптировали американский сериал «Бесстыдники» для канала НТВ. И сериал «Сплит» о вампирах, который показывали на телеканале ТЕТ. Вообще в работе я – многостаночник. (улыбается — ред.). Сейчас разрабатываю любовную драму и комедийный детективный сериал, а также обдумываю парочку романтических полных метров. Короткометражек пока в замыслах нет, поскольку это очень точечный, фестивальный продукт.
Какой должна быть украинская история, чтобы она была востребована не только на украинских площадках, но чтобы ее могли продавать хотя бы в ближнее зарубежье?
Она должна быть драматургически качественной, и лучше – жанровой. Чтобы это была добрая комедия или, например, хороший детектив, потому что жанровое кино более понятно широкому зрителю. Когда зритель идет на детектив в кинотеатр, у него есть определенные ожидания, он хочет увидеть, как зло будет наказано. Или, как герои, преодолев массу препятствий, наконец, прижмут друг друга к любящей груди – если зритель шел на мелодраму.
Есть мнение, что украинскому кино не хватает позитивных историй, что у нас слишком грузные сюжеты…
Мне сложно очень ответить на этот вопрос, потому что у каждого жанра есть своя аудитория. Уверена, что хорошая качественная драма тоже находит отклик у людей и отвечает на многие философские вопросы, глубоко исследуя человеческие характеры. Я понимаю, что в нашей стране многие устали от того, что происходит, и людям необходимо то, что ласкало бы их душу и наполняло каким-то позитивом, а не погружало в реальность. И это нормально.
У вас есть мечта написать что-нибудь эдакое?
Для телевидения я бы очень хотела адаптировать скандинавский сериал «Мост». Еще мне очень нравится сериал «Любовники» (The Affair). Он про любовь, но там есть и детективная линия, и психологическая – преодоление душевного кризиса. И то, от чего балдеют все сценаристы, – перевертыши, раскрытие характеров с неожиданной стороны. Я бы очень хотела однажды написать что-нибудь такое – многослойное, сложное. И вообще, пора приучать аудиторию к «думающему» контенту.