В Украине существует всего одно сообщество бизнес ангелов, которое состоит из 35 инвесторов и является неприбыльной организацией. Синдикат существует за счет членских взносов. Основной задачей сообщества выступает инвестирование частного капитала в инновационные технологические компании на ранних стадиях развития.
За два года существования бизнес ангелы инвестировали порядка $7 млн., 69% из которых — стартапы украинского происхождения.
Мы пообщались с основателем и СЕО инвестиционной компании Digital Future Алексеем Витченко, который активно инвестирует в маркетинг, о венчурной экосистеме, чего не хватает маркетинг-стартапам для финансирования и его взгляд на развития такого рода капиталовложений в стране.
Насколько сейчас популярны стартапы, предлагающие решения для маркетинга?
Последние несколько лет маркетинговые стартапы находятся на пике популярности — решения, позволяющие оптимизировать расходы на маркетинг и помочь маркетологам в их работе сейчас востребованы и необходимы. Конечно, в глобальном масштабе каждый день появляются новейшие технологии и что характерно для маркетинговых стартапов — они стараются применять наиболее революционные технологии для того, чтобы дать новые возможности брендам для изучения и привлечения аудитории.
Сейчас мы видим, как мировые бренды из различных областей экономики экспериментируют с AI, VR/AR для того, чтобы создавать новые ниши и находить разнообразные способы привлечения внимания к своих продуктах.
Как пример популярности
Что определяет успех маркетингового стартапа?
Успешные маркетинговые стартапы — это те, которые развиваются и идут в ногу с постоянно растущими требованиями маркетинга, будь то в онлайн или оффлайн сфере, или в быстрорастущей области контентного маркетинга.
Маркетинговые агентства и стартапы приходят и уходят в больших количествах и их услуги, как никогда, востребованы, но даже лучшие из них, необязательно задержатся на таком динамичном рынке. Учитывая те усилия, которые затрачиваются на развитие маркетинга в целом, на самом деле, трудно предсказать, какие маркетинговые стартапы будут процветать, а какие из них не выдержат испытания временем.
Как происходит процесс хантинга интересных вам проектов: сколько времени занимает сделка, как вы узнаете об интересных вам стартапах?
Обычно для оценки стартапов инвесторы привлекают внешних консультантов, а у нас есть эксперты, которые в любой момент могут дать оценку любому проекту в маркетинге. Например, если к нам приходит проект, связанный с маркетингом, — я собираю специалистов по маркетингу, которые могут протестировать сервис и дать свое заключение. Так было с проектом Serpstat — получив отзыв, что проект помогает им сэкономить время, уже как инвестор, я понимаю, что это своеобразный знак, что, скорее всего, маркетологи в других компаниях, отреагируют таким же образом, значит, проект перспективный. К слову, Serpstat — невероятно крутой проект, который позволяет отслеживать действия конкурентов для того, чтобы лучше выстраивать собственную
Чего не хватает
Ваш взгляд на перспективу развития инвестиций в маркетинг?
Инвестиции — это всегда риск. Рецепта, который бы мог вывести любой маркетинговый стартап на окупаемость, не существует. Главное, что важно в проекте для основателей — это когда вы тестируете гипотезы, понимаете целевую аудиторию и соответственно выстраиваете бизнес-модель. Например, в определенный момент вы понимаете, что именно пользуется спросом аудитории в вашем проекте — возможно, это то, чему вы не придавали значение раньше и, соответственно, ваш успех будет зависеть, сможете вы вовремя распознать и развить это направление. Маркетинговые технологии должны помогать маркетологам помочь сократить время, ресурсы, в том числе, снизить расходы на маркетинг. Инвестиции в международные высокотехнологичные маркетинг-стартапы, которые показывают хороший результат, будут только расти. Для инвестора важно заработать, он смотрит на то, насколько маркетинговая технология была масштабируемая и найдет ли она применение на многих рынках.
Что еще интересного в разрезе инвестиций в маркетинг я у вас не спросила?
Хочу привести в пример инвестиционный кейс — когда я рассказываю о наших портфельных компаниях, всегда надеюсь, что это может каким-то образом помочь фаундерам и дать им важные инсайты для развития. Полтора года назад к нам обратился за инвестициями SoftCube — сейчас это очень популярный сервис, у которого в портфолио клиенты уровня компании Metro Cash&Carry. Мы им сразу отказали в инвестиции, но, через пять месяцев, пересмотрели свое решение — снова встретились с ними и инвестировали. Почему так произошло? Нам пришлось это сделать, потому, что за очень короткий срок продукт стал лучше, продажи у команды пошли вверх.
Отказ инвестировать в проект оказал огромное влияние на команду — они в срочном порядке пересмотрели свою бизнес-модель, взяли в работу наши рекомендации, начали работать в два раза больше без инвестиций. Этот кейс — один из самых важных уроков для стартапа, потому, что главное в предпринимательстве — это начать что-то делать, не ждать, когда придут инвестиции, не ждать идеальных условий, просто взять на себя ответственность и начать действовать уже сейчас.