Нет никакого сюрприза в том, что сегодня маркетинг как никогда переживает драматичные изменения. Все об этом говорят. И причин на это несколько:
- Пролиферация выбора — всего очень много и потребитель хочет еще больше (кастомизации, эксклюзивности, удобства, стиля… продолжать до бесконечности)
- Вокруг нас поток рекламных сообщений — говорят про цифры в районе 5,000 рекламных сообщений в день
- Общее недоверие к маркетингу — все эти люди только и думают как мне впарить упаковку побольше и гаджет подороже, а на то, что мне
по-настоящему важно им плевать (что в принципе правда)
Это конечно ̶к̶а̶т̶а̶с̶т̶р̶о̶ф̶а̶ просто прекрасно! Ведь это заставляет изменяться суть профессии, оставляя за бортом традиционного толка
Для себя я нашел вдохновение в трех новых (для меня) подходах. Каждый из них
- Дизайн мышление в создании продуктов, услуг, да чего угодно, когда первый шаг — понять потребности и/или болевые точки своей целевой аудитории и держать их в голове (а лучше на бумаге) на всех этапах от набрасывания идей до прототипирования и тестирования в реальном рынке с реальными клиентами.
- Agile подходы в (не IT) маркетинге, где нет места многомесячному процессу создания одной, единственно правильной стратегии в мире (которой, к слову, нет и быть не может), а есть мантра выдачи продуктов рынку по мере готовности β-версий для максимально быстрой обратной связи, а команды объединены не связями в организационных структурах, а желанием создать то, что сделает отдых, работу, да любую часть жизни клиентов лучше, легче
и т. д. - Компании, маркетинг которых понимает, что генерирование ценности (прибыли), хоть и является необходимым для существования бизнес организации, но при этом не является достаточным. Потому что вокруг есть не только клиенты, конкуренты и целевые рынки, но и общество, сотрудники, окружающая среда.
Ну конечно все три пункта — не новость. Но есть ли они в украинском маркетинге? Дизайн мышление со всевозможными производными в сервис дизайн (service design), клиентский опыт (customer experience design),
Agile маркетинг для не IT — загадка для многих и для меня лично, с которой я пытаюсь разобраться вместе с командой благодаря профессионалам из все того же IT, терпеливо помогающим меняться к лучшему, умело скрывая удивление и немой вопрос «а как вы вообще раньше работали?».
Корпоративная социальная ответственность (Corporate Social Responsibility), правда, обсуждается вовсю. У меня вот правда остается впечатление, что КСО — скорее реакция на то, что бизнес уже сделал. В то время как мне намного ближе философия shared value (общей ценности), когда бизнес закладывает ценность для общества в широком смысле, а скорее для разных сегментов клиентов непосредственно в процессе создания продуктов, услуг, маркетинговых коммуникаций, да и ценообразования в том числе.
Но процесс идет, все больше и больше внимания уделяется поднятым темам. На недавнем образовательном мероприятии по маркетингу и PR, 2/3 участников подняли руку, отвечая на вопрос «а слышали ли вы о дизайн мышлении». У интернов в моем отделе загораются глаза, когда рассказываешь об организациях, построенных по принципам холократии и так далее.
Чувствуете ли вы потребность в изменении привычного маркетинга? Насколько вы согласны с моим выбором «горячих» областей и было ли бы вам интересно почитать развитие моих мыслей по каждому из пунктов?