«Добрый день, я — Иванна, мне 23, я хотела быть юристом, но как-то не сложилось поступить, у родителей не хватило денег, поэтому я закончила пед институт. Преподавать я не хочу — не платят, да и студенты сложные. И я решила в пиарщики пойти, ну, а что, разместить статью я могу, и мне все равно что напарить. И статусы в ФБ я пишу хорошие — все лайкают, вот в агентстве проработала полгода, организаторские способности у меня хорошие».
Таких Иванок — каждая четвертая на собеседовании на позицию PR-менеджер в крупную медиа группу. Еще 20% хотят зарплату от 40 000 гривен, с опытом работы до 12 месяцев и от 10 грамматических ошибок в тестовом задании, 15% «размещают любой материал в газетах со скидкой», 10% просто хотят на телек неважно кем «я могу и ведущей быть, но там вакансий нет, а у вас есть». 10% работали в компаниях, где пиар пишет пресс-релизы, рассылает пресс-релизы, делает пресс-отчеты и все. 20% — люди, с которыми можно нормально обсуждать вакансию.
Здесь никого винить нельзя, каждый выбирает для себя, кем и зачем быть, и что проще. Но к концу прошлого года у меня сложилось устойчивое ощущение, что кто-то недорабатывает. И, в первую очередь, это мы, работодатели. Менеджеры, которые постоянно
нанимают людей. Именно мы за больше чем 20 лет профессии в стране так и не смогли установить стандарты этой самой профессии. Мы почему-то считаем, что управляем репутацией, но готовы брать людей, которые «размещают» пресс-релизы.
И чем дальше, тем ситуация сложнее.
Я не драматизирую, но от года к году я вижу все больше и больше людей, у которых абсолютно нет понимания, чем необходимо заниматься, и которые просто хотят быть Самантой из «Секса и города». (Хотя сейчас
уже приходят люди, которые этот сериал не смотрели).
Мне кажется, наш рынок давно созрел и готов к тому, чтобы мы договорились о стандартах, хотя бы между собой — крупные работодатели, корпорации, госорганы, агентства — кого мы хотим видеть, и кого мы
точно никогда не берем. Что в нашей профессии недопустимо. Я боюсь (хотя, нет, не боюсь) показаться снобом, но должно быть понимание, что быть пиар-менеджером — не просто, и для этого нужна квалификация. Люди же не идут работать хирургом или химиком просто
потому, что экономистов и так достаточно.
У меня, к примеру, есть несколько требований к кандидатам:
1. Понимание, что такое
PR. И это не работа с прессой, не организация ивентов, не написание текстов. Хотя все это нужно будет
делать. Это работа с репутацией компании, реализация стратегических целей и минимизация рисков. Это не напарить, не продать, не выдать за конфету черти что — это системная и стратегическая функция.
2. Желание связать свою жизнь с профессией. Как быть врачом, быть юристом, быть учителем. Желание заниматься созданием и управлением репутации компании, желание усилить влияние своего бренда.
Я уверена, что хорошие пиарщики — это люди, для кого работа — призвание. Это четко видно в коллегах по рынку. Это люди, у которых профдеформация — в хорошем смысле, и они не видят себя вне коммуникаций.
3. Понимание бизнеса. Глубокое и во всех аспектах. Иначе функция сводится к написанию релизов, и можно смело идти в подчинение к админдиректору.
4. Грамотность и умение излагать мысли и передавать смыслы. Коротко, длинно, в текстах и манифестах, в открытых письмах и пресс-релизах. В этой профессии не уметь писать нельзя.
5. Гибкость и понимание важности контактов и взаимоотношений. У меня была сотрудница, которая ненавидела людей. Всех. Просто очень их не любила. Есть такие люди, это не хорошо и не плохо, но они не могут быть успешными в этой профессии.
6. Абсолютный внутренний запрет на размещение публикаций за деньги. Я по-честному заканчиваю собеседование при первом упоминании джинсы. Сразу. Коллеги, я предлагаю создать черный список.
7. Постоянное желание развиваться. Необходимо понимать, что происходит в мире, какие проекты успешны, что делают коллеги. Пиар не живет в вакууме.
8. Английский. Мне даже странно это писать в 2017 году. Но нельзя не знать язык, иначе вы не справитесь с п.7.
9. Креативность и многозадачность. Человек должен уметь творчески и гибко подойти к решению задач, и часто это когда все горит, все горят, ты в огне и на велосипеде. Так быть не должно, но так бывает. И хотя пиар и не должен тушить пожары, мы должны их упреждать и консультировать бизнес, но без пожаров не бывает. Пока. У меня, во всяком случае, раз в год, но что-то загорается.
10. Честность и осознанность. Мы все читали про 87% репутационных рисков и про 25% стоимости компании, которые зависят от репутации. Для того, чтобы работать в таком поле и с такой ответственностью, человек должен быть осознанным. Он должен понимать свое место и место своей компании в разных системах координат. Иначе пиар-менеджеры будут неделями ждать встречи с генеральным директором и будут просто организовывать корпоративы и печатать брошюры. А честность должна быть обязательной характеристикой, и если с этим проблемы, то нужно понимать, что таких не берут в космонавты.
И последнее. В какой-то момент я стала ловить себя на мысли, что одно из главных требований, которые я предъявляю к кандидатам – адекватность и совпадение по ценностям. Просто адекватность. Говорят, хороший человек не профессия, так вот сейчас элементарная адекватность вход в профессию и может обеспечить.
О том, что с этим делать, как, кому и почему и поговорим 23 февраля на PR-марафоне.