Расскажи свою историю: Как пришло понимание, что нужно уйти в строительство собственного бренда, как давно ты в Украине?
Я бы скорее говорила о концепции бизнеса. Бренд — лишь инструмент в портфеле предпринимателя, и мои интересы не ограничиваются маркетингом. Понимание того, что нам хочется иметь семейный бизнес = хобби, пришло 11 лет назад.
Сейчас я совмещаю роль хозяйки гостевого дома Stockholm Studios в Ирпене и независимого консультанта по стратегическому маркетингу, 20/80%. Работаю только с теми проектами, в которые верю и знаю как развить.
В прошлой жизни я 8 лет руководила
Мы строили дом в Украине, а жили в Беларуси. В 2008 пришло время переезжать в Киев, чтобы заняться внутренней отделкой дома. Ровно через неделю после «иммиграции» в стране объявили об экономическом кризисе. Я как раз была в декретном отпуске и решила посвятить пару лет детям и дизайну интерьера дома. Позже меня пригласили на роль директора по маркетингу в украинскую компанию, которая наряду с 12 другими брендами развивала собственный бренд встраиваемой техники PYRAMIDA. Это был отличный вызов — новая страна и локальный бренд со смелыми целями. Мы внедрили некоторые принципы международной корпорации и креативное мышление. У нас все получилось! Лидерство в продажах, знание бренда, высокая самооценка сотрудников. Затем я возглавила маркетинг в украинской компании Ecosoft, которая обладает высокой компетенцией в сфере очистки воды и производстве фильтров. Компания — отличный пример для тех, кто планирует выйти на внешние рынки, имея в активе локальное лидерство, сильный R&D центр и современные навыки предпринимательства.
В конце 2015 года пришло время уделить 100% времени своему проекту и превратить эскизы в осязаемые объекты, отложенные коммуникации — в деловые связи.
Что стало главным мотиватором принять такое решение?
Построить дом/бизнес/бренд? Это естественное желание маркетолога — практика. Если ты уверен в своих знаниях — сделай бизнес для души, пусть с малыми инвестициями, но для себя.
Я позволяю себе мечты и дерзость.
В Беларуси меня помнят как революционера в культурной сфере: в 2003 году я выпустила рекламную кампанию телефонов Samsung на белорусском языке. Это была первая реклама на родном языке и первая наружная реклама бренда. В те времена “на мове” говорила культурная элита, оппозиция и сельские жители. Кампания оказалась сверхудачной: о смелом запуске телефонов написали все деловые СМИ, у меня брали интервью и еще много лет приглашали на радио и телевидение с просьбой прокомментировать такое решение. Я начала тренд, который поддержали Gallina Blanca, Panasonic, Hugo Boss и ряд FMCG-компаний. Горжусь тем, что исторический язык приобрёл новый статус в глазах белорусов.
В Экософте мы решали сложную задачу — как объяснить важность очистки питьевой воды с помощью фильтра. Переместили акцент со сложных описаний прибора и химического состава фильтрующего вещества на lifestyle.
Кофе! Началась третья кофейная волна, в городской жаргон вошли пуровер, альтернатива, кофейная вишня и каппинг. Все, кроме основного ингредиента в чашке, который дополняет 9 г кофе, — ВОДЫ.
Ниша была свободной. Мы стали сотрудничать с кофейнями и бариста, чтобы добиться правильного содержания минералов в очищенной воде. Именно вода раскрывает вкус напитка. Так мы разработали и довели до совершенства специальный фильтр для кафе и ресторанов — RObust — и стали партнерами кофейного фестиваля на «Платформе» и других кофейных событий. Хороший кофе — это правильные зерна + правильная вода = образ жизни.
Любой disruption рождает новые законы социума.
Люблю предпринимательство.
Во время учебы в лингвистическом университете на первом курсе я открыла школу английского языка у себя дома, на четвертом у меня было свидетельство частного предпринимателя для работы в проекте Know-How фонда, а на пятом после учебы в Лондоне я закончила курс менеджмента американского профессора. Мы с коллегами написали бизнес-план по международным стандартам для ателье модной одежды.
Как пришла идея?
Идеи рождаются из вдохновения и дефицита. Из спящих способностей и незакрытых гештальтов.
Лет 13 назад мы с мужем путешествовали по Европе и полюбили такой формат проживания как гостевой дом. Нам понравилась неповторимая атмосфера, которую владельцы реализовали в малом, не сетевом объекте. Такие дома сотканы из энергетики самих хозяев и существуют по принципу свой-чужой. Если вкус, ценности и понимание комфорта не совпали — к вам не вернутся. Нас поразил уровень управляемости объектом. Владельцы живут в тех же условиях, что и гости, они ухаживают за своим имуществом и помогают гостям чувствовать себя как ДОМА.
Мы подумали, что это несложный бизнес: нужно построить дом мечты для себя плюс 2-3 этажа для гостей. Для вдохновения и здоровья нам нужна была природа и красивый, чистый интерьер.
В день второй годовщины свадьбы, мы, вдохновлённые этим путешествием, нарисовали на листике бумаги свой домик. Решили, что у нас будет небольшой семейный бизнес = хобби, которым можно управлять в свое удовольствие после основной работы.
Концепция была простая — комфортный загородный дом для постоянного проживания вблизи Киева. Для тех, кто мечтает о своем коттедже с полным сервисом. Кто хочет заниматься только своим любимым делом, не отвлекаясь на быт и непредсказуемых соседей. Кто ценит умное окружение.
Мы хотели создать место силы для взрослых, где можно уединиться, послушать тишину и услышать друг друга, удивиться природе и познакомиться с близкими по духу людьми. Бизнес-модель и окупаемость мы не просчитывали, доверились интуиции. А наш кросс-культурный опыт помог создать современный объект.
Мы выбрали участок в 9 км от Киева напротив соснового леса и планировали открыться 5 лет назад, но 2 кризиса сместили дату.
Почему скандинавский стиль?
Меня в своё время вдохновила мебель Икеа. Мне нужно было обустраивать свою квартиру в Минске, и я не хотела складывать вещи в старую мебель. Мне попался каталог, по которому можно было заказывать шведскую мебель. Я в неё влюбилась. Красивые и функциональные объекты очень резонировали с моим вкусом. Потом я стала изучать скандинавский дизайн на архитектурных сайтах. Это стиль, в котором мне комфортно думать и отдыхать. Здесь я чувствую себя главной: у меня есть белые и небесно-голубые стены — холст, где можно писать любые мысли.
Дизайн интерьера я разработала сама. Базовые курсы дизайна интерьера помогли понять гармонию форм, влияние цвета на сознание, основные направления в дизайне интерьеров. А поездка в Швецию и Данию дала глубину понимания качества жизни и сервиса.
Да, 10 лет назад скандинавский стиль в интерьере был у нас таким же популярным как албанский. Но он нам нравился, мы знали, что найдутся ценители и в Украине.
Дом стал полноценно принимать гостей год назад. Расскажи, как вы запустились с точки зрения маркетинга?
Мы сделали несколько обязательных шагов для отельного бизнеса. Провели профессиональные фотосессии и зарегистрировались на booking.com, Airbnb и других OTA, создали страницы в соцсетях (тут меня можно жестко поругать за пассивность летом и сказать спасибо всем гостям за inbound content с красивыми фотками и приятными отзывами).
Хороший отель — это комфортный сон, внимательный сервис и вкусные завтраки в красивом пространстве.
Маркетинг отеля строится на качественном сервисе в первую очередь. Приятные впечатления гостей — это хорошие отзывы на букинге, рекомендации друзьям в соцсетях. В прошлом году мы получили благодарственное письмо от Booking.com и высокий средний балл — 9, 8 из 10. Мы просто хорошо делаем своё дело. Дарим любовь и добро гостям и относимся к ним как своим друзьям.
Не всем привычен формат гостевого дома, где нет reception, нужно снимать обувь у входа, можно самому готовить в общей кухне и приглашать гостей на вечеринку в холле как к себе домой. Выгулять нашего черного терьера, взять книгу домой с возвратом или случайно провести шторм-сессию по теме своего бизнеса за ужином с хозяевами.
Мы внимательно слушаем что говорят гости и выполняем желания. Спрашиваем: «Почему именно к нам приехали? Как о нас узнали? Что ожидали здесь увидеть?». Собрав мнения гостей, мы поняли, что же их притягивает. Атмосфера. Природа. Дизайн.
Нашими первыми гостями были международные кофейные эксперты и IT-команда из США и Украины. По их рекомендации у нас появилась правильная швейцарская кофе-машина и 25 пинт для пивных вечеринок.
Позиционирование и модель бренда я не описывала в документе до открытия. Это все в голове. И меня есть блокнот с идеями и длинным списком To Do. Я проверила свою гипотезу и могу сказать, что уникальное преимущество дома — это то, что в доме живёт любовь. Любовь к гостям, любовь к стилю, любовь есть даже в нежных сырниках на завтрак. Это концепция такого энергетического центра, релакса, где можно вернуться к себе, не думать, работать или отдыхать.
Еще одним решением для нас стала взрослая концепция: мы не размещаем гостей с детьми до 14 лет. Мы, как родители двоих детей, прекрасно понимаем, что такое экспрессия ребенка в новом пространстве: всё хочется потрогать, везде попрыгать и пошуметь от радости. Не хочется ограничивать их свободу. Мы бережём чистоту и тишину. Поэтому заранее извиняемся перед родителями.
Чтобы познакомить гостей с домом, мы провели много культурных и гастрономических событий совместно с проектом Travel Meetings, Европейской Бизнес Ассоциацией — EBA, магазином Egersund, Шведским разговорным клубом Språkcafé i Kiev, Terra Islandica и Санта-Бремор. У нас проходила съемка программ для телеканала Интер, рекламных роликов, серии сюжетов «Орел и Решка» для МАУ, снимался фильм «Капитанша» и много сюжетов для частных блогов. В данный момент снимается новое reality show, которое выйдет на экраны осенью. Жизнь в бекстейдже — это весело. Утром можно встретить в холле телеведущего.
Этим летом мы немного жалеем, что не смогли провести открытые события, поскольку произошло то, к чему мы стремились — full house. Наш дом понравился корпоративным командам как место для проведения тренингов и стратегических сессий, дней рождения. В рабочие дни мы принимали бизнес туристов и постоянных гостей. Впереди осень, и я всегда открыта к интересным предложениям по совместным мероприятиям.
Кто для вас разработал позиционирование и айдентику?
Это мое собственное мировоззрение. Я хотела передать скандинавский стиль в интерьере и комфорт. Название должно было отражать формат проживания. Поэтому появился «Стокгольм» и слово «студиоз». Студио — это комната-квартира, в которой есть кухня и необходимый набор мебели для долгого проживания, санузел. У слова «студия» есть другие значения: в студии можно учиться и работать, записывать музыку и писать картину.
Почему лось?
Это могучее животное, которое способно повести за собой. Лось у нас получился добрым хозяином. В том числе ирпенского леса. Мы однажды проезжали по новой трассе домой и заприметили пару лосей, которые хотели пересечь дорогу. Этот кадр очень ярко отпечатался у меня в памяти. И когда я думала над графическим образом, решение пришло само собой – лось!
Я подобрала изображения лосей, которые мне нравится, и попросила дизайнера нарисовать его в подобной стилистике. В самом названии мы использовали специальный шрифт который рекомендует шведское правительство для публичных коммуникаций, брошюр, рекламных буклетов, связанных с шведской тематикой. (шрифт Sweden Sans – Ред.). Вот такая истинно шведская айдентика у меня получилась.
Чем отличается маркетинг в большой компании и маркетинг собственного бизнеса? Получилось ли прочувствовать разницу?
Разница огромная. Потому что когда ты управляешь собственным малым бизнесом, ты можешь быть гибче и больше экспериментировать – решения не нужно ни с кем согласовывать и можно быстро внедрять.
На кого ровняетесь? Кто для вас бенчмарк?
Шведские, американские отели, один израильский и один португальскй отель.
Я отслеживаю тенденции в сфере гостеприимства.
Чтобы почувствовать атмосферу скандинавского гостеприимства в 2008 году мы запланировали недельный тур по городам Швеции. Каждую ночь мы останавливались в новом креативном отеле. Посмотрели, как выглядит кухня, холл, как организованы бизнес процессы, что помогает ощущать себя желанными гостями. Мы не чувствовали дистанцию между гостем и хозяином отеля, сотрудниками. Мы для них были как родственники. Гуляли, заходили в кафе, пробовали местную кухню. Многое из подсмотренного в поездке я постаралась воплотить в Stockholm Studios.
В чём ваше diversity? Почему стоит выбирать вас, а не конкурентов?
Прямых конкурентов у нас нет. В классическом отеле можно поесть в ресторане, но сложно «поштормить», получить новый поток идей, переместившись в новую реальность. У нас — гостевой ДОМ, в который ты приезжаешь и владеешь всем пространством. Мы — в тренде co-living, co-working, co-sharing. Тут кругом простор, поют птицы, свежий воздух, и никто не мешает. По вечерам мы иногда зажигаем шведскую свечу в садовом очаге, и все гости могут посидеть в кругу у костра и ощутить дух hygge. К нам не приезжают просто переночевать: гости хотят получить эстетический опыт.
Нас порой спрашивают бизнесмены и зарубежные гости: продаёте ли вы франшизу и можно ли получить консалтинг. Мы серьезно размышляем над франшизой и охотно консультируем. У нас получилось создать полезный для общества объект.
Что дальше? Какие планы?
Большие цели любят тишину. Сделаю – расскажу. А по дому осталось 10% задач в моем списке. Из ближайшего – шведские блюда на завтраки, fika-пауза и, конечно, сайт (сколько уже можно его пилить!).