Война культур с торговыми марками: спорные кейсы
23 Янв 2020, 11:00

Война культур с торговыми марками: спорные кейсы

Мария Ортинская, патентный поверенный, CEO IPStyle, о спорных ситуациях при «заимствовании» элементов культур

Конфликты, связанные с использованием торговыми марками элементов культур, становятся все более частыми. Но однозначного ответа на вопрос, может ли дизайнер «заимствовать» какие-либо культурные ценности еще нет. Пока все сводиться к конкретным конфликтным ситуациям, которые либо разрешаются, либо замораживаются. Какие ситуации уже возникали и к чему привели — читайте ниже.

Мария Ортинская
патентный поверенный, CEO компании IPStyle

В американской Флориде работает Bula Kafe. Среди местных и туристов это кафе известно своим напитком — кава. И это вовсе не украинский кофе, и не испанское игристое вино Cava. Кава — это традиционный напиток в южной части Тихого океана, который обладает расслабляющим действием. Название — созвучно, а эффект — иной.

Но для адвокатов в сфере интеллектуальной собственности и патентных поверенных это кафе интересно еще и тем, что bula — на языке населения Фиджи означает «жизнь» и часто употребляется как синоним cheers. То есть «ура» или «за ваше здоровье!» на английском языке. Владелец кафе не скрывал, что концепцию заведения «позаимствовал» у островитян. И зарегистрировал ТМ Bula Kafe. Но представителям культуры Фиджи это не понравилось. Несмотря на петиции и статьи в медиа о присвоении чужого наследия, кафе вот уже больше года продолжает свою работу, а торговая марка — действительна. Но не факт, что конфликт исчерпан… Время покажет.

Источник: bbc.com 

Кстати, беглый поиск по базам показал, что во многих странах мира зарегистрированы ТМ со словом bula, но почему-то именно это кафе, которое честно признается на своем официальном сайте о вдохновении культурой Фиджи, вызвал волну протестов.

Вообще в последнее время все чаще возникают споры, затрагивающие торговые марки и апроприацию культурных ценностей (cultutal appropriation). Один из наиболее громких в 2019 году — с участием Ким Кардашьян. Селебрити решила выпустить линию нижнего белья под названием Kimono. Казалось бы, что тут такого — просто взять свое имя, добавить несколько букв и новый бренд готов. Но ведь кимоно — это традиционная японская одежда, элемент культур страны Восходящего Солнца.

Источник: change.org 

Соцсети буквально взорвались из-за такого брендинга. Еще больше людей возмутило то, что Ким подала заявку на регистрацию ТМ. Многочисленные посты гнева сопровождались #KimOhNo и в результате звезда изменила решение и выпустила белье под маркой Skims.

Конфликт исчерпан, но вопрос остается открытым: имеет ли право дизайнер, блогер, фильммейкер «позаимствовать» элементы какой-либо из культур. И тема настолько актуальна и неоднозначна, что ей будет уделено отдельное внимание на конференции INTA — крупнейшей международной встрече владельцев брендов и специалистов в области интеллектуальной собственности, которая в апреле этого года состоится в Сингапуре. Дискуссия будет называться From Kimono to Trademarks: Potential Conflicts on the Cultural and Historical Background. К чему приведет обсуждение — расскажем после конференции.

Расскажите друзьям про новость