Методы кремлевской пропаганды
Несколько лет назад я путешествовал по тайге в республике Алтай с бывшим офицером КГБ, который работал в военной пропаганде во время войны с Афганистаном. В один из вечеров, когда мы пили чай возле костра, он детально описал принципы военной пропаганды. Сегодня я вижу, как Кремль реализовывает все эти принципы в своей информационной кампании относительно кризиса в Украине.
Главная цель военной пропаганды мобилизировать поддержку населения или в случае с Украиной, захватнической кампании. Она должна деморализировать врага и вызвать симпатию и поддержку третьих стран. Широкая поддержка среди россиян военных действий в Крыму и его аннексии указывает на то, что Кремлю удалось реализовать две цели, но не добиться успеха с третьей.
Москва осуществила это с помощью семи базовых методов:
Первое, необходимо убедить все слои населения в том, что правительство действует правильно и что враг виновен в разжигании кризиса. Вот почему Кремль всю вину за кризис в Украине возложил на активистов Майдана и на тех, кого он называет украинской оппозицией, поддерживаемой Западом. Москва явно оставляет без внимания тот факт, что бывший украинский президент Виктор Янукович сам спровоцировал кризис, разрушив экономику страны, ведя двойную игры с Европейским Союзом и вовлекаясь в коррупционные сделки, разрешая чрезмерную коррупцию среди членов своей семьи и близкого круга.
Чтобы разжечь ненависть к врагу и отвлечь внимание от изъянов Януковича, Кремль заявляет, что новое правительство в Киеве, которое возглавили основные оппозиционные силы, связано со всем, что презирается и поносится в России: с фашистами, экстремистами, США и Западом в целом. Важно представить западного врага в качестве агрессора.
Во-вторых, Кремль придумал мифы об ужасных преследованиях русскоговорящего населения в Украине, особенно в Крыму. Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенк даже рассказала историю о жертвах такой агрессии, которую никто не смог подтвердить, заявив, что при штурме здания МВД Крыма в Симферополе погибли россияне. Это заявление так и не было подтверждено.
Главная идея за такими заявлениями — найти правильный баланс между правдой и вымыслом. Министр пропаганды Германии Йозеф Геббельс однажды сказал, что если добавить одну-четвертую правды к трем-четвертым лжи, люди поверят вам. Гитлер и Сталин применяли принципы и технологии военной пропаганды в национальном масштабе.
В-третьих, враг должен быть демонизированным. Здесь годится все, начиная от утверждения, что лидер оппозиции, действующий премьер-министр Арсений Яценюк сайентолог или предоставления медицинских записей о том, что другой лидер лечился от психического расстройства. НТВ и другие контролируемые государством каналы были на передовой в распространении этих лживых кампаний.
Если можно найти настоящего радикала или националисты среди врагов, такого как лидер Правого Сектора Дмитрий Ярош, это будет манной небесной для пропагандистов. И хотя они представляют крайние фракции, они превращены в лицо врага. Все оппозиция, которая в реальности состоит из широкого спектра умеренных сил, представлена как «фашистская» и «неонацистская».
В-четвертых, власти всегда скрывают свои агрессивные действия за завесой гуманитарной миссии. «Мы должны защитить беззащитных русских, которые оказались в руках фашистов. Им угрожает расправа и смерть», говорят пропагандисты.
В-пятых, Кремль приписал свои собственные цинические методы врагу. Например, если Москва намеривается аннексировать часть братской, соседней страны, она должна вначале обвинить США и власти Киева в борьбе за мировое господство и гегемонию, лишая Россию ее наследственных территорий и ее законной сферы влияния в своей собственном дворе.
В-шестых, власти должны представлять все свои действия как исключительно законные и правомерные, а действия врага охарактеризовать как грубые нарушения международного права. Вот почему президент Владимир Путин ссылается на «законное и неотъемлемое право крымчан на самоопределение» — то же право он сильно отрицал для жителей Чечни и Косово.
Если следовать этой логике, единодушное голосование парламента за лишение Януковича его конституционных полномочий 22 февраля было незаконным, а референдум за отделение Крыма, который нарушил украинскую Конституцию, был законным и правомерным.
В-седьмых, успех военной пропаганды полностью зависит от ее тоталитарного подхода. Власти должны закрыть все независимые медиа издания, способные различить и разоблачить пропагандисткую ложь. Вот почему Украина заблокировала российские каналы. Это также объясняет, почему Москва принимает меры против телеканала Дождь, и почему главного редактора Lenta.ru заменили прокремлевским редактором.
Информационная война хорошо известна во всем мире и используется во всех ведущих странах. Американское правительство успешно исопльзовало эти же принципы, когда сбрасывало бомбы на Югославию и вторгалась в Гренаду, Панаму и Ирак. Разница, конечно, в том, что американское правительство не владеет главными медиа изданиями, и его способность манипулировать правдой менее эффективна.
Возьмем, к примеру, вторжение в Ирак в 2003 году. За относительно короткий период времени после начала оккупации главные западные медиа начали критиковать американское правительство за то, что те ввели общество в заблуждение относительно оружия массового поражения в Ираке, которое так и не было там найдено. Этот процесс саморегулирования не происходит в России, где все основные издания контролируются правительством.
В авторитарных странах, таких как Россия, независимая информация проигрывает массовой пропаганде, и целые нации становятся жертвами промывки мозгов. Политики говорят о необходимости мира, одновременно раздувая военную истерию. А это значит, что вероятность войны ближе и реальнее, чем многие могут себе представить.
Владимир Рыжков, депутат Госдумы с 1993 по 2007, политический аналитик