Следуя за потребителем: как ритейл соответствует новым запросам
26 Мар 2019, 11:46

Следуя за потребителем: как ритейл соответствует новым запросам

Николай Чумак, основатель IDNT Украина, о четырех уровнях запросов украинских потребителей к ритейлу

Розничная торговля является одним из двигателей социальных изменений и
во многом формирует привычки людей. Но все же именно люди, потребители – самое
главное звено. Что мы увидим
через следующие пять лет? Это во многом зависит от нас, как от потребителей.
Как мы хотим покупать? Как предпочтем получать сервисы, по каким каналам? Что
будет важно для потребителей – характеристики товара или бренд
производителя/ритейлера? Готовы ли мы платить больше тем ритейлерам, чьи
ценности резонируют с нашими или будем принимать решения исключительно по цене
товара? Как мы будем доверять рекламе? Ответы на эти многие другие вопросы
формируют уникальные характеристики украинского розничного бизнеса и то, что
будет делать нас схожими и отличать от ритейла в других странах. Больше вы сможете узнать во время моего доклада «Украинский омниканальний ритейл: вызовы и возможности. Кто из украинских компаний станет настоящей экосистемой?» 28 марта на Modern Retail Forum.

Николай Чумак
Основатель IDNT (Украина)

В ближайшие пять лет украинский ритейл изменится больше, чем за всю свою предыдущую жизнь. 

Изменения ритма
жизни, проникновение технологий и новые привычки потребления заставляют
изменяться розничный бизнес. В прошедшие пять лет украинские ритейлеры показывали
способность к изменениям. Почти в каждом сегменте есть лидеры, которые
спровоцировали качественные изменения всего сегмента. 

Например, Comfy в сегменте «бытовая техника и
электроника», внедрив в 2016-2017 новые форматы магазинов и омниканальную
бизнес-модель, заставил трансфомироваться своих конкурентов, «Эльдорадо» и
«Фокстрот». «Цитрус» неожиданно завоевал лидерство в сегменте гаджетов.
«Сильпо» и «АТБ» качественно стимулируют развитие своего сегмента через
улучшение клиентского опыта. «Эпицентр» заступает на чужие территории, стремясь
занять значимые позиции в электронике, дрогери и декоре. Укрпочта начала
трансформацию и вместе с другими операторами формирует рынок.
Rozetka выходит в офлайн, открывая физические
магазины.
Kasta,
интернет-магазин, уже имеет 100 физических точек выдачи. Ничего этого не было
еще пять лет назад! И это – только начало.

Ритейл следует за потребителем и пытается соответствовать новым запросам. И от того, какого уровня эти запросы, зависит скорость и вектор развития ритейла. Мы выделяем четыре таких уровня.

1. Функциональный. Это про то, как
компании соответствуют базовым запросам клиентов. Здесь, прежде всего, работа с
продуктом и процессами для его продажи и доставки. Но покупателей уже не
удивишь тем, что молоко в магазине свежее, посылка доставляется в течение
суток, а мобильный телефон работает.

2. Эмоциональный. Бренды и ритейлеры
наполняют свой продукт или процесс его продажи позитивными эмоциями и
конкурируют уже не в качестве продукта (где и так все хороши), а создавая
лучший клиентский опыт. Это, пожалуй, та стадия, на которой находится большее
количество украинских прогрессивных розничных компаний. 

3. Социальный. Этот уровень сложнее и он
 про роль ритейлера в жизни клиентов. Некоторые компании стремятся играть
такую социальную роль, например, экономить время людей для семьи или помогают
добиваться успеха в различных сферах. Другие — помогают общаться и быть на
связи, делают доступными путешествия и образование. 

4. Трансформация жизненного опыта
людей.
Самый труднодостижимый уровень — как компании могут влиять на жизнь
людей, иногда даже изменять профессии. Брендов на этой территории очень
немного, но они есть: Apple со своей экосистемой, например. IKEA улучшает быт и делает
возможным многое, что было недоступно. Starbucks стал «третьим местом»,
где люди проводят время, общаются, работают, социализируются. WeWork
– сеть коворкингов в разных странах трансформирует само понятие занятости и
рабочего места. 

Интересно, что
платить больше стандартного потребитель готов только за те продукты и бренды,
которые соответствуют уровням выше, чем «функциональный».
И еще важнее то, что
лояльность к брендам тем выше, чем выше уровень. Те компании, которые больше
работают с опытом, способны удерживать клиентов сильнее.   

Прежде всего стоит определить, на каком уровне соответствия запросам потребителя компания находится в данный момент.

Николай Чумак
Основатель IDNT (Украина)

Во что стоит инвестировать ритейлерам сегодня? Прежде всего стоит определить, на каком уровне соответствия запросам потребителя компания находится в данный момент. Если, например, не решены вопросы качества продуктов или дизайна каналов продаж, не внедрен конкурентный формат магазинов – стоит начать с соответствующих шагов. Ведь не имеет смысла выстраивать долгие и сильные социальные связи без конкурентоспособного продукта. 

Все же мы считаем, что большая часть украинских ритейлеров уже думает о работе с клиентским опытом. Для успеха необходимо качественно улучшать стандарты обслуживания и процессы, обеспечивая идентично хорошее качество во всех каналах продаж. Если подавляющую часть продаж обеспечивают физические магазины, стоит работать над улучшением опыта покупки в офлайне – всем, что клиент испытывает в магазине: как получает информацию о продукте и сервисах, физическое взаимодействие с персоналом, сценарии самообслуживания, обучение пользования новыми каналами, сценарии решения конфликтных вопросов и т.д. Это —  причины, из-за которых люди все еще посещают магазины и банковские отделения. Инвестиции в улучшение опыта покупки на сегодняшний день являются наиболее эффективными.





Больше можно будет узнать во время доклада Николая «Украинский омниканальний ритейл: вызовы и возможности. Кто из украинских компаний станет настоящей экосистемой? » 28 марта на  Modern Retail Forum-2019.

Расскажите друзьям про новость