Для начала — небольшое разъяснение: StratCom COE не является структурой НАТО. Этот, скажем так, центр компетенций, работающий на развитие отдельной функции, был создан по инициативе правительства Латвии и поддержан правительствами еще 7 государств-членов альянса. В сентябре 2015 года СОЕ был аккредитован НАТО (кроме Рижского центра, существует еще более 20 различных СОЕ, аккредитованных НАТО и работающих над развитием различных направлений). То есть центр является прекрасным примером инициативы отдельного государства, направленной на развитие общей системы безопасности (в данном случае — информационной). Больше узнать можно здесь.
Первое, что бросается в глаза, — это серьезность отношения к вопросам коммуникации, особенно среди стран с молодыми демократиями. Форум открывали Президенты двух стран — Латвии и Эстонии, в панельных дискуссиях принимали участие министры и члены парламента. При этом это не были протокольные фразы, каждый из них показал глубокое понимание проблем, вызовов и возможных вариантов решения.
Второе — приятно наблюдать за возрастающим количеством участников из разных стран. В этом году на конференции было более 400 участников, наконец-то была внушительная делегация от Украины (не правительственная, хотя хотелось бы в будущем видеть на таких мероприятиях и наших госслужащих). При этом представлены были и академические круги, и практики из гос и негосударственного сектора. Что говорит об актуальности коммуникаций в современном мире.
Третье — очень порадовал формат. Как профессионал в ивент-менеджменте ставлю твердую пятерку за все: организация информационного оповещения и регистрации, наличие очень удобного апликейшена для знакомства, обмена контактами, расписания, оповещений и соцмедиа ленты, интеграция Twitter-ленты в дискуссионную часть, организация комфортного нетворкинга, визуализация на сцене и удобство информационных материалов. Зная, каким малым ресурсом организовывается мероприятие, искренне восхищаюсь качеством исполнения.
Теперь о самой программе и главных темах. Подход к формированию программы, кстати, для меня является одной из демонстрации «качества» госслужащих европейских стран. Пока я с трудом могу представить себе такого рода конференцию, инициированную украинским министерством. Почему? Потому что темы и подход являются очень современными, больше присущими в Украине рекламному рынку, чем госорганам. Программа успешно вобрала в себя сессии о самой сути стратегических коммуникаций, конечно же, fake news, рассуждения о роли журналистики и академического сообщества в развитии общества, экстремизме и политических коммуникациях, а также готовности правительств к меметическим войнам и, например, рассуждение о влиянии технологий и будущем фейк индустрии, влиянии роботизации на общество и использовании искусства как канала коммуникации. Были night talks (как отдельные сессии) и infortainment (скетчи на темы популизма и политической сатиры, вброшенные участниками).
Какие выводы я вынесла с конференции:
Такой набор тем явно показывает, что правительства и специалисты в страткоме не воспринимают тему «плоско», они достаточно неплохо представляют себе весь набор инструментов и факторов, влияющий на умы людей. Я часто слышу у нас, что «на западе» не понимают уровня угрозы и трендов, что только мы «на передовой» делаем что-то. Это не так, вопросам коммуникаций, противодействию и выработки стратегии в инфовойне уделяется много внимания, при чем уровень участников говорит о серьезном внимании именно среди правительств и политиков.
В мире формируется серьезный пласт академической мысли по всем аспектам страткома: начиная от точечных исследований принципов распространения информации, заканчивая достаточно серьезными и всеохватывающими курсами по темам. Украина явно отстает, несмотря на наличие богатейшего практического опыта. Нам срочно необходимо трансформировать информационное волонтерство в академические исследования и системное образование (в этом направлении только делаются первые шаги, о чем, думаю, стоит написать отдельный пост).
Госслужба. Остановлюсь на этом еще раз. Общаясь с «их» чиновниками и военными, я понимаю, насколько огромное влияние имеет система внутреннего обучения и поощрение инициативности. Наши госслужащие зажаты устаревшими правилами и нормами, бюрократическим языком, необходимостью тратить время на неэффективные процессы. Поэтому рассчитывать на «органический рост» не приходится. В общем, реформа госслужбы (которая сейчас является одним из приоритетов правительства) — наше все. И за нее стоит драться не меньше, чем за судебную или налоговую реформы.
В европейских правительствах есть абсолютно четкое понимание угроз, источников этих угроз и необходимости изменений. Предпринимаются системные действия, направленные на выработку новых подходов, адаптации к меняющемуся миру. Но такого понимания все еще нет у большего количества европейских граждан. Статистика по «молодым евродемократиям» удручает. Это означает, что мы все находимся только в самом начале трансформации и вызовы, стоящие перед европейскими лидерами, ничуть не меньше, чем перед нами.
Европейцы не боятся говорить о своих ошибках и проблемах. Они готовы их обсуждать, делиться выводами, так как верят в систему lessons learnt. Это то, чего мне сильно не хватает в нашей культуре: умения критически смотреть на результаты своих действий и строить на этом стратегию будущих шагов.
И последнее. Мне очень понравилось емкое изречение Президента Эстонии пани Керсти Кальюлайд «I’m from very small, but cool country». Это пример очень яркого и емкого брендинга страны. Над чем нам всем еще предстоит работать (да, это есть в планах правительства на этот год).
В общем, нам нужно учиться. Учиться учиться, учиться эффективности, учиться открытости, учиться краткости изложения. Мы потеряли темп, потому что устали, привыкли к постоянной угрозе, которая сильно стимулировала поначалу. Но развитие — это то, что нужно в первую очередь нам самим. Поэтому давайте искать стимулы, чаще общаться с миром. И да прибудет с нами стратком!