Aroma-дизайнер Йотам Бецалель о дизайне как способе решать проблемы и делать мир лучше
Его детство прошло в Израильском музее в Иерусалиме в окружении картин, фотографий, эскизов, где работала его мама. Ни в спорте, ни в учении он не проявлял никаких способностей. Поэтому выбор профессии стал естественным — в 16 лет он знал, что будет учиться в Академии искусств и дизайна на иллюстратора. На момент поступления в мире многое изменилось, и Йотам Бецалель влюбился в дизайн. Отец купил ему Mac и он начал фрилансить — а потом открыл свою дизайнерскую студию. Которая уже 11 лет обслуживает aroma espresso bar.
Полную версию интервью Йотама Бецалеля вы сможете прочитать в одном из ближайших печатных номеров MMR.
Йотам, с чего началось ваше сотрудничество с aroma espresso bar?
Еще в студенческие годы мне предложили поработать с этим брендом. Наше сотрудничество продолжается вот уже 11-й год. В то время aroma espresso bar была небольшой иерусалимской сетью из пяти кофеен. Сегодня у этой компании более ста заведений по всему миру. Работа с брендом для меня интересна благодаря своей комплексности. Например, то, что мы делаем в Украине, несколько отличается от того, что мы делаем в Израиле.
Отчего дизайн бренда отличается от страны к стране?
Есть базовые вещи, которые соблюдаются вне зависимости от страны. Но для каждой новой культурной среды мы разрабатываем модификации. Это связано с позиционированием. Например, заведения aroma espresso bar в Украине относятся к премиум-классу ‑ в них подаются спиртные напитки, они открыты ночью, в одном из них есть караоке-бар, посетители приходят сюда пообщаться и качественно провести время. В Израиле же такие заведения относятся к категории сэндвич-баров — посетители приходят, чтобы на скорую руку съесть сэндвич, выпить кофе и пойти дальше по своим делам. Мы должны делать адаптации, хотя бы из-за культурных различий. Постоянным остается меню, кофе, упаковки. Это незыблемые столпы.
Как удается совмещать руководство дизайнерской студией с непосредственной креативной работой над проектами?
Когда основал студию в начале 2001-го, я сам занимался заказами, бухгалтерией, ходил на встречи с клиентами, работал сутками напролет — бизнес был моей жизнью, не все могут так. Но мое сердце принадлежит дизайну, поэтому по мере роста компании, когда понимал, что не остается времени на креатив, я нанимал новых сотрудников. Конечно же, я ими управляю, вникаю во все процессы, но основное мое рабочее время посвящено творческой работе над проектами. У студии так идут дела, что я могу позволить себе нанять людей, чтобы высвободить время для любимого дела. Хотя еще 4 года назад ситуация была в корне иной.
В чем вы видите свою миссию как дизайнер?
Моя работа регулярно посылает мне вызовы, не только дизайнерские, но и стратегические, концептуальные. Когда клиент на встрече озвучивает свои задачи, я становлюсь человеком, который благодаря своему опыту, умению, таланту может помочь решить проблему. Хороший дизайн, продуманная стратегия и удачно выбранная концепция изменят что-либо к лучшему — увеличат продажи, сделают бренд более престижным или привлекательным. Мир станет чуточку красивее.
Вас считают экспертом в области брендинга для заведений общепита. Для вас это признание или наоборот — сковывание вашего потенциала в рамках одной специализации?
В наше время сферы специализации становятся с одной стороны размытыми, с другой более детализированными, поэтому лучше быть специалистом узкого профиля. Еще 20-30 лет назад графический дизайнер занимался всем, а сейчас есть вебдизайнеры, которые необязательно умеют делать дизайн, нужный для принта. Я начинал с ресторанного дизайна, поэтому если клиент хочет открыть ресторан, то мне есть чем с ним поделиться. Оттого большая часть моих клиентов из хорека или смежных отраслей. Например, сейчас моя студия занята крупным проектом сети супермаркетов в Израиле. Мы разрабатываем дизайн упаковки для бутиковых видов пива, продуктов пекарни и многого другого. В студии пять дизайнеров, которые занимаются и вебдизайном, и обложки для книг делают и др. В данное время у нас в работе брендинг израильской Музыкальной академии, в основе которого будет, конечно же, не супермаркетовский принцип внешнего вида упаковки товара, которая должна в течение нескольких секунд вызвать у покупателя желание положить товар в корзину.