Петр Чернышов: Решения участвовать в аукционе 3G пока нет
22 Дек 2014, 09:20

Петр Чернышов: Решения участвовать в аукционе 3G пока нет

Гендиректор Киевстар Петр Чернышов о планах возвращения упущенных позиций, об угрозе появления на телеком-рынке нового крупного игрока, о связи в проблемных регионах и бизнес-планах на 2015 год

Петр Чернышов: Решения участвовать в аукционе 3G пока нет

Много лет Киевстар был лидирующим оператором на рынке по доходам и количеству абонентов, но последние несколько кварталов  сдает позиции конкурентам. В следующем году состоится аукцион на 3G-частоты, требующий существенных инвестиций. В то же время, конкуренты неоднократно указывали на тот факт, что после слияния с Билайн у оператора оказалось сосредоточено наибольшее количество частот, что дает Киевстару существенное рыночное преимущество. Гендиректор Киевстар Петр Чернышов, занявший должность 25 июня, рассказал ЛІГАБізнесІнформ о планах возвращения упущенных позиций, об угрозе появления на телеком-рынке нового крупного игрока, о связи в проблемных регионах и бизнес-планах на 2015 год 

— Прошло без малого полгода с момента вашего вступления в должность. Какие цели ставит перед вами материнская компания? Каких результатов вам удалось достичь с момента вашего назначения? Чем можете похвастаться?

— Хвастаться еще рано. Телекоммуникации — отрасль очень инертная, тут невозможно сделать революцию за 5 месяцев. Как говорит мой босс, исполнительный директор Vimpelcom Рене Шустер, чтобы «развернуть» телеком-оператора нужно как минимум 18 месяцев. Одно из достижений, которым я могу похвастаться — мы впервые ввели в Украине новые абсолютно прозрачные тарифы, в которых все учтено. Помните, раньше было мелким шрифтом где-то написано, что к стоимости разговора добавится еще пенсионный фонд? Теперь наши цены окончательные, нигде ничего не спрятано. Пресловутый small print — условия мелким шрифтом, практически исчез.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

— Ваш босс говорит, чтобы «развернуть» компанию нужно 18 месяцев. А есть линеобходимость «разворачивать» Киевстар?

— Конечно! Мы же три года теряли долю рынка.

— И как вы его разворачиваете?

— Начинаем. Новая тарифная политика — разве не часть разворота? Мы говорим абонентам, что хотим зарабатывать на тех цифрах, которые записаны в тарифе, а не на хитростях, которые указаны «мелким шрифтом».

— «Разворот» компании подразумевает собой структурные изменения?

— Конечно. И изменения в персонале в том числе. Часть мы уже провели, еще часть предстоит. Все это — часть процесса перехода к новой операционной модели.

— Специалисты каких направлений будут реформироваться в первую очередь?

— Мы уже провели масштабную реформу в коммерческом отделе. Некоторые подразделения организовали с нуля — раньше их не было. Кроме того, за последний год заменили практически всех руководителей коммерческих направлений. Сегодня в коммерческом отделе из старожилов остался единственный человек из customer care. Все остальные — новые люди.

— И какие задачи ставятся перед новыми руководителями?

— Наращивать долю рынка. Раньше Киевстар имел слишком большую долю рынка. Не знаю, получится ее вернуть или нет, но «начать снова расти» — это хорошая задача. Главное — стараться обслуживать клиентов лучше, чем конкуренты.

— Наболевший вопрос — аукцион 3G-частот. С чем, на ваш взгляд, вызвано неоднократное изменение его условий?

— Драматическими изменениями украинской власти в последнее время. Когда происходят изменения, у политиков появляются разные мысли — как сделать еще лучше. Но зачем говорить об изменениях условий, если они уже опубликованы? Мы верим, что аукцион будет проведен. Мы хотим, чтобы к нему допустили всех. Мы против, чтобы какие-то политические соображения влияли на возможность компании вести бизнес. Мы против политики в этом вопросе.

— Как вы можете охарактеризовать утвержденные условия 3G-аукциона?

— Ненормально высокая начальная цена.

— Но вы готовы ее платить?

— Обсуждаем с акционерами. Пока окончательного решения нет.

— Акционеры озвучивали некий «потолок» допустимой стоимости лицензий?

— У нас дискуссия происходит в терминах бизнес-кейса, а не «потолков».

—  Ребята из РПР открыто утверждают, что единственной стороной, заинтересованной в затягивании аукциона, является Тримоб и его владельцы. Разделяете такую версию?

— Тримоб — очень интересный актив. Мы же понимаем, что в самом существовании Тримоба и недопуске других операторов к лицензии, наверное, не все правильно с точки зрения антимонопольного законодательства. Вся история Тримоба противоречит рынку. Владельцы Тримоба (подконтролен Ринату Ахметову — ред.), возможно, при предыдущей власти имели рычаги влияния. Но сейчас власть сменилась, и всего за несколько месяцев проблема с аукционом и его условиями решилась. Поэтому для меня «затягивание» звучит странно.

В самом существовании Тримоба и недопуске других операторов к лицензии, наверное, не все правильно с точки зрения антимонопольного законодательства. Вся история Тримоба противоречит рынку 

— Обращались ли владельцы Тримоба с предложением купить этого оператора в качестве альтернативы участия в частотном аукционе?

— К «Киевстар» не обращались.

— Согласны ли вы с тем, что покупка Тримоба сейчас экономически более привлекательна, чем участие в частотном аукционе из-за менее обременительных лицензионных условий?

— Нет, я считаю — это неправильная позиция. Тримоб сейчас находится под расследованием. Это, с моей точки зрения, «токсичный актив». В настоящий момент покупка Тримоба кем бы то ни было это, грубо говоря, рулетка. В то же время, я глубоко против конфискации госорганами частной собственности. Это предыдущая власть «славилась» тем, что отбирала бизнесы….

— В ваших ответах я вижу парадокс. Вы говорите «нельзя отбирать», но в то же время признаете, что в истории с выдачей лицензии Тримобу было не все правильно…

— Вот я и говорю: исправьте ошибку! Скоро пройдет аукцион частот — это и есть исправление ошибки. Пусть Тримоб с нами конкурирует! Рынок все расставит на свои места. Не надо вмешиваться в рыночные процессы.

— В последнее время на украинский телеком-рынок активно пытается зайти вьетнамский оператор. Как вы оцениваете его перспективы? Сможет ли он расширить «большую тройку» до «большой четверки»?

— Все решают деньги. Киевстар за все годы вложил в развитие сети больше 30 млрд грн. Существует ли в мире компания, готовая сегодня вложить в Украину несколько миллиардов долларов? Как можно сейчас подсчитать окупаемость таких огромных вложений, когда непонятен курс гривны, и покупательная способность населения, которая постоянно падает? Мне очень сложно представить такую компанию.

— Считаете ли вы, что крупный западный оператор, например Vodafone или Orange, может купить одну из украинских компаний, которые годами «сидят» на частотах, не пользуясь ими?

— Мы считаем нерыночным явление, когда некоторые компании сидят на частотах как собака на сене. Они платят частотный сбор в каких-то смешных объемах — это тоже нерыночная практика. Но если Vodafone или другой уважаемый игрок зайдет и купит их — я буду только рад. Это же цивилизованная конкуренция, это хорошо. Пусть покупает, строит сеть, принесет огромные инвестиции в Украину — всем будет хорошо.

Мы считаем нерыночным явление, когда некоторые компании сидят на частотах как собака на сене. Они платят частотный сбор в каких-то смешных объёмах — это тоже нерыночная практика 

— Но является ли Украина по-прежнему интересным рынком? Ведь ARPU(среднемесячный счет — ред.) у нас упал до уровня беднейших стран…

— В долларовом эквиваленте в Украине ARPU теперь составляет менее $2, в Бангладеш примерно столько же — 1,6…

— Но ведь задача стоит не падать. Какими методами вы планируете повышатьARPU?

— Cложный вопрос. Мы зарабатываем на продаже огромного объема одинаковых услуг: минут или мегабайт. Мы можем заработать не на стоимости минуты, а только на объеме. Соответственно, наша задача — привлекать новых и новых клиентов. Если мы вдруг установим цены существенно выше, чем наши конкуренты, это не приведет к росту объемов. Поэтому цены будут оставаться минимальными.

— Каким на ваш взгляд должен быть среднемесячный счет украинского абонента?

— Могу привести в пример Беларусь и Молдову — страны, где телеком-рынок похож на наш. У них ARPU составляет чуть больше $6. Я бы вам так ответил — если у нас ARPU будет $6, я буду счастлив! Это решит проблемы всего рынка.

— Как его достичь?

— Хороший вопрос. Напоминает мне анекдот про сову и ежиков. Ежики спрашивают у совы: «Как научиться летать?», сова отвечает: «Отрастите крылья». Они спрашивают: «А как?», а сова им: «Ну я же вам стратегически объяснила что делать, а тактически вы как-то сами решайте».

Я хочу ARPU $6, но тактически не знаю, как вырасти от $2 до большего значения. Думаю, что единственный способ — предоставить супер-скоростной 3G с хорошим покрытием. Тогда абоненты спокойнее отнесутся к предложению заплатить несколько больше, чем за 2G.

— Какой в абонбазе Киевстар процент «первооткрывателей» — тех, кто уже готов платить $6 в месяц?

— Могу сказать какой процент смартфонов у нас в абонбазе — 28% абонентов могут воспользоваться 3G уже сегодня. В количественном выражении — почти 8 млн смартфонов поддерживают ЗG, и 470 тысяч — 4G. Это максимум, кому мы сегодня можем продать эту услугу. То, что им придется платить больше за быстрый интернет — это очевидно. А насколько они готовы — не знаю.

Я хочу ARPU $6, но тактически не знаю, как вырасти от $2 до большего значения. Думаю, что единственный способ — предоставить супер-скоростной 3G с хорошим покрытием 

— Считаете ли вы, что имеет место проблема «курицы и яйца» — без совместимых телефонов запуск 4G не имеет смысла, а без сети 4G телефоны, поддерживающие эту технологию, не станут завозить в страну. Согласны?

— Я считаю, что сейчас строительство сети 4G — экономически бессмысленная задача. Предположим, мы построили сеть 4G. Но 470 000  4G-телефонов против почти 8 млн 3G — это огромная разница. Чего вдруг 8 млн абонентов побегут доплачивать за новый смартфон с поддержкой 4G? Конечно, кто-то побежит, и абонентов станет не 470 тыс. а, допустим, миллион. Но это нам не позволит ничего продать.

— Есть мнение, что Киевстар будет препятствовать рефармингу, чтобы удерживать своё конкурентное преимущество за счет большой концентрации частот…

— Это не так. Киевстар предлагает провести рефарминг уже много лет. Карта распределения частот в стране — нерациональная. Это явная недоработка регулятора. Но они утверждают, что если провести рефарминг, то от этого выиграет Киевстар. Не согласен. От рефарминга на существующих частотах 900 и 1800 МГц выигрывают все и сразу, включая наших конкурентов. Если регулятор сделает нормальный рефарминг, если из диапазона 900 МГц уберут военных, и если введут технологическую нейтральность — то при всех этих «если» мы готовы рассматривать возможность возврата части частотного ресурса регулятору. А регулятор уже пусть решает, что с ними делать.

— Кто в данный момент пользуется списанной крымской сетью Киевстар?

— Никто. «Железо» стоит, на нем ничего не происходит — сеть отключена от электричества.

— И никто не купил эту сеть даже на металлолом?

— Нет.

— Что происходит со связью на Донбассе? Киевстар неоднократно озвучивал проблемы с оплатой услуг связи в проблемных регионах…

— Если абоненты говорят — им приходится за это платить, и они как-то находят возможность это делать. Кроме этого, есть еще элемент социальной ответственности. Время от времени какая-то из сетей трех операторов в зоне АТО «падает». Но мы понимаем потребность абонентов выходить на связь, ведь от этого зачастую зависит жизнь. Мы ввели тариф, который дает возможность абоненту на Донбассе звонить на сеть Киевстар, даже если на счету ноль.

— Наши проблемные регионы для Киевстар убыточны?

— Нет. Они не настолько прибыльны, как другие регионы Украины. Но мы готовы предоставлять связь этим регионам, даже если бы какой-то период они были дотационными.

— Какие коррективы в бизнес-модель компании внесла ситуация в проблемных регионах?

— Особый тариф для Донбасса вряд ли появился, если бы не было боевых действий. Поверьте, мы бы никому «ноль» не давали, если бы не было такой трагичной ситуации.

— Каких ключевых показателей Киевстар должен достичь в 2015 году, чтобы по его окончанию вы назвали год успешным?

— Это секрет. Если скажу цифру — конкуренты страшно обрадуются.

ARPU какое-то время будет снижаться. Спрогнозировать среднемесячный счет в нашей стране невозможно 

— А какие качественные достижения дадут вам повод считать 2015 год удачным?

— Построить лучшую в стране ЗG-сеть, если мы получим лицензию, и увеличить абонентскую базу.

— ARPU тоже?

— Как только начнутся реальные реформы, на первых порах платежеспособность населения будет продолжать падать. Реформы это в любом случае шок. Поэтому и ARPU какое-то время будет снижаться. Спрогнозировать среднемесячный счет в нашей стране невозможно.

— Какой курс доллара закладывался в планах на 2015 год?

— Могу заверить, что мы не закладывали драматичных падений гривни.

— В конце ноября озвучивалась идея создания профильного министерства для IТ-рынка. Как вы относитесь к этой идее?

— В Украине уже создано столько органов для регулирования всего на свете, что самое время сокращать их количество. Реформы должны предусматривать уменьшение безумного количества регуляций. Но уменьшение грамотное. Я считаю вообще бестолковым подход, когда предлагают уволить N-ное количество госслужащих. Сокращать надо государственные функции, а не госслужащих.

Если в 2015 году Ikea и EasyJet озвучат хотя бы намерения начать работу в Украине — значит, в стране есть реформы. Эти две компании принципиально не дают никаких взяток. Поэтому для меня они — лакмусовая бумажка 

— Государство постоянно предлагает разные программы способствования IТ-рынку, но некоторые компании считают, что лучше бы государство просто оставило IТ-рынок в покое. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

— Телекоммуникационный рынок — особенный. Здесь используется ограниченный государственный ресурс — радиочастоты. Совсем без регуляции тут не обойтись. С моей точки зрения, для успешного развития отрасли необходимы технологическая нейтральность, рефарминг частот и уход военных из диапазона 900 МГц. Это было бы лучшее способствование телеком-рынку.

— Какие государственные реформы вы будете считать успешными?

— Если в течение 2015 года компании Ikea и EasyJet озвучат хотя бы намерения начать работу в Украине — значит, в стране есть реформы. Если этого не произойдет — в стране нет реформ. При этом можно сколько угодно рассказывать, что лицензии отменили, уволили чиновников, ещt что-то сделали — я ни во что из этого не верю. Главный показатель эффективности реформ — инвестиционный климат. А эти две компании известны тем, что принципиально не дают никаких взяток. Поэтому для меня они — лакмусовая бумажка реформ. 

— Какое препятствие в украинском государственном аппарате мешает бизнесу Киевстар больше всего?

— Коррупция, конечно. И для ее преодоления нужно всего одно — воля. Есть много примеров успешных реформ в других странах — Ататюрк в Турции, Саакашвили в Грузии, или Тэтчер в Британии — мой любимый политик. Они брали на себя ответственность за непопулярные решения. Всех этих людей объединяет воля к переменам. Поэтому я не согласен с теми, кто говорит, что для реформ нужны деньги. Будет воля — начнутся реформы — придут и деньги.

Расскажите друзьям про новость