Киев вспенился
Киевский рынок пива не перестает удивлять производителей: прошлогодние прогнозы относительно замедления темпов его роста вновь не оправдались.
Уже в начале нынешнего сезона продажи пенного в столице значительно превысили прошлогодние показатели и по итогам года могут увеличиться на 25–30%. Впрочем, расслабиться компании не смогут: конкуренция обострилась настолько, что даже небольшая потеря бдительности будет стоить им ослабления рыночных позиций.
Раннее начало сезона и жаркое лето снова всколыхнули пивной рынок. С начала года по апрель в Киеве было продано порядка 267,9 тыс. дал, что в денежном эквиваленте составляет около $430 млн. По словам директора по маркетингу компании "САН Интербрю Украина" Александра Марченко, в первом квартале прирост продаж в столице по сравнению с таким же периодом прошлого года составил более 33%. Аналогичные данные озвучил и менеджер по связям с общественностью группы компаний ВВН в Украине Елена Маркова, по словам которой реализация продукции в Киеве за указанный период превысила прошлогодние показатели более чем на 22%. Производители прогнозируют прирост рынка до конца года на 12–15%. Впрочем, судя по такому удачному началу сезона, эксперты не исключают, что эти показатели могут увеличиться до 25–30%.
"Наиболее активно продолжает повышаться спрос на премиальный и суперпремиальный сегменты, а также всевозможные инновационные продукты", — отмечает г-жа Маркова. Солидарны с ней и другие участники рынка, по данным которых с начала года продажи в этих категориях увеличились на 3% — до 17%. "До конца года наибольший рост продаж будет отмечаться именно в этих сегментах, и их прирост может достигнуть даже 6%", — полагает директор по маркетингу группы "Сармат" Валентина Кравченко. Поэтому производители продолжают выводить новинки в премиальном и суперпремиальном сегментах. К примеру, в начале мая ВВН вывел новую лицензионную ТМ Foster’s, группа "Сармат" в апреле представила новый сорт пива Drive Max Day в премиальной линейке ТМ Drive Max, а "Оболонь" в сентябре 2006 г. начала выпуск премиального пива под ТМ "Колекція Зіберта". "До конца года должно произойти еще большее укрепление премиум-сегмента. Кроме того, стоит ожидать выхода на рынок новых лицензионных брэндов и дальнейшего ужесточения конкуренции", — уверена Елена Маркова.
По мнению производителей, конкуренция в столице уже достигла небывалых масштабов. Воспользовавшись высоким спросом на свою продукцию, большинство компаний направили свои усилия на завоевание максимальной доли киевского рынка, соревнуясь размером рекламных бюджетов. К примеру, в начале года группа ВВН сумела остановить темпы падения своей доли в столичном регионе и сейчас практически вернула этот показатель на прошлогодний уровень — до 20,5%. Заметно укрепились позиции и "САН Интербрю Украина", занимавшей по итогам прошлого года порядка 38%, — в апреле ее доля выросла до 47%. В то же время наблюдается дальнейшее ухудшение позиций группы "Сармат", доля которой за прошлый год снизилась по Украине с 13,2 до 7,2%, а в столице не превышала 2%. По состоянию на апрель 2007 г. она упала в Киеве до показателя ниже 1,5%. По оценкам экспертов, сдала позиции и "Оболонь", но конкретную цифру в компании сообщить не пожелали.
Эксперты прогнозируют, что в дальнейшем основная конкуренция между пивными гигантами сосредоточится в местах продаж: компании соревнуются в логистике, присутствии на розничных полках и организации различных мероприятий для покупателей. "Категория пива относится к массовому продукту, поэтому реклама на телевидении и наружка являются наиболее эффективными для данной продукции. Впрочем, чтобы эффективно продолжать работать в столице в условиях жесточайшей конкуренции, необходимо активнее применять и другие маркетинговые инструменты — BTL, семплинги, промо и пр., а также стимулировать спрос выводом очередных новинок", — резюмировала г-жа Маркова.