Сделан очередной шаг для перехода на HD-радио
Украинский научно-исследовательский институт радио и телевидения закончил тестирование и изучение стандарта HD-радио. Положительные отзывы и рекомендации этой структуры уже направлены на рассмотрение Министерства транспорта и связи.
Так что уже в ближайшем будущем страна может начать массовый переход на цифровое радиовещание.
Как сообщает газета "Экономические известия", отечественный рынок радиовещания сегодня представляет собой сформировавшуюся систему радиостанций, каждая из которых имеет свою аудиторию, которая постепенно уменьшается из-за оттока слушателей к более развитым цифровым технологиям. Некоторые радиостанции, естественно, повышают свой рейтинг, но из-за фактического отсутствия свободного частотного ресурса участники рынка конкурируют только между собой и не боятся прихода новых игроков с крупными инвестициями. Конечно, их появление вполне возможно, но с нуля открыть и раскрутить радиостанцию они не смогут, поэтому единственный выход — покупка уже существующих вещателей.
Большинство радиокомпаний не разглашают свои доходы, поэтому доля на рынке определяется в соответствии с их рейтингом, как, собственно, и стоимость рекламы на их волнах. По прогнозам компании "Cortex", объем рынка радиорекламы составит в этом году около $50 млн. (рост — 32%).
Некоторые игроки рынка считают основной проблемой перехода на цифру недостаточное количество приемников и нежелание слушателей тратиться на то, что они фактически уже имеют.
В любом случае, переход на цифру неизбежен: страна получила четкую задачу до 2015 г. перейти на цифровые технологии. Если в телевидении есть четко наметившиеся тенденции, то радио в этом плане до прошлого года оставалось непаханой целиной. Стандарт HD позволяет безболезненно перейти на цифровое вещание, при этом не обидев радиослушателей.
Стандарт HD — не единственный, цифровое радио можно слушать вместе с цифровым аналоговым телевидением. Однако существенным недостатком стандарта DVB для радио является его привязанность к стационарному приемнику и невозможность принимать его в автомобилях.
Технология, конечно, может использоваться для стационарного приема, однако ни одна радиостанция не согласится потерять автомобилистов, составляющих значительную долю радиослушателей. При этом затраты одной радиостанции на переход на цифру никоим образом нельзя сравнить с затратами телеканалов. Если для последних эта сумма исчисляется миллионами долларов, то за $100 тыс. вполне можно перевести на вещание в стандарте HD две радиостанции. Первой радиостанцией, которая стала вещать еще в конце 2006 г., хоть и в тестовом режиме, в стандарте HD была "Мелодия".
В начале эксперимента стоимость перевода на гибридное вещание (как в аналоговом, так и в цифровом стандарте с полным сохранением аналогового вещания) одной радиостанции оценивалась в сумму около $50 тыс. Плюс стоимость дополнительного оборудования в размере $20-30 тыс., если станция планирует мультикастинг, т.е. передачу в одном канале сразу двух (HD 2) или трех (HD 3) волн.