«Вымпелком» меняет стратегию
«ВымпелКом» решил изменить стратегические приоритеты после покупки Golden Telecom (GT). Компания перестанет фокусироваться только на мобильной связи, надеясь стать универсальным телекоммуникационным оператором номер один в России. Эксперты сдержанно оценивают новую стратегию оператора.
Выручка «ВымпелКома» в первом квартале выросла на 41,7%, до 2,1 млрд долл., чистая прибыль увеличилась более чем в два раза, до 601 млн долл. Рентабельность «ВымпелКома» по OIBDA составила 53,4%. Серьезно повлияли на этот показатель опционные отчисления, которые оказались отрицательными в связи с падением курса акций компании.
С учетом слияния с GT «ВымпелКом» внес корректировки в свою стратегию. В список приоритетных направлений попало развитие бизнеса по предоставлению услуг ШПД. По словам генерального директора «ВымпелКома» Александра Изосимова, для компании сейчас неправильно фокусироваться на конкуренции на сотовом рынке. С покупкой GT «ВымпелКом» перестал быть просто сотовым оператором, и общий фокус группы должен стать более универсальным. По его словам, теперь «ВымпелКом» планирует стать телекоммуникационной компанией номер один в России. «Чтобы стать чемпионом в многоборье, необязательно быть лучшим в каждой из дисциплин этого состязания», — пояснил г-н Изосимов. Ранее операторы «большой тройки» шли параллельным курсом. Теперь начиная с первого квартала по стратегии «ВымпелКом» разошелся с конкурентами, сообщил г-н Изосимов.
В этом году «ВымпелКом» продолжит делать ставку на прибыльность. Одним из ключевых показателей будет являться маржа по OIBDA. По словам г-на Изосимова, в ближайшие два года компания намерена удержать рентабельность по OIBDA на уровне 45—50%.
По итогам квартала «ВымпелКом» уступил часть рынка своему главному конкуренту МТС. Выручка сотового бизнеса «ВымпелКома» в России за первый квартал выросла на 30%, до 1,68 млрд долл. Бизнес МТС рос быстрее — выручка оператора увеличилась на 37%, до 1,8 млрд долл. «ВымпелКом» потерял позиции и по абонентам — число пользователей оператора в России за квартал сократилось на 0,34%, у МТС выросло на 4,3%. Потеря рынка связана с тем, что компания сократила затраты на привлечение абонентов, боясь уронить рентабельность в связи с покупкой GT. В ближайшей перспективе «ВымпелКом» собирается больше стимулировать дилеров и развивать новые каналы продаж, сообщил исполнительный вице-президент «ВымпелКома» Николай Прянишников.
«Компания прибегла к займам при поглощении Golden Telecom. В итоге пришлось сокращать расходы, в том числе и для привлечения новых абонентов. Поэтому сокращение доли на рынке вполне логично», — считает аналитик AC&M Consulting Антон Погребинский. По прогнозам аналитика, «ВымпелКом» может еще снизить долю во втором квартале, а после этого начнет вновь набирать обороты. Ничего удивительно в новых приоритетах «ВымпелКома» нет — компания просто интегрирует стратегию поглощенного GT, считает аналитик UniСredit Aton Анна Курбатова. Несмотря на снижение доли мобильного рынка в первом квартале, негативных выводов на долгосрочную перспективу делать не стоит, уверена аналитик. «В связи с новой стратегией предполагается, что компания будет расти за счет предоставления пакетов услуг под единым брендом», — заключила г-жа Курбатова.
Однако аналитик Альфа-банка Константин Белецкий оценивает негативно новые стратегические планы «ВымпелКома», а также итоги первого квартала компании. В первую очередь это связано с падением доли рынка компании. «Для улучшения ситуации необходимы перестановки в топ-менеджменте «ВымпелКома». Мы прогнозируем, что эти перестановки будут», — отметил аналитик. «МТС и «Комстар» принадлежат одному акционеру, но это не мешает им фокусироваться на собственных рынках. Почему бы и «ВымпелКому» не стремиться к лидерству во всех сегментах», — заключил аналитик.