Рецепт инвестиционной привлекательности от «Мивины»
09 Мар 2010, 16:29

Рецепт инвестиционной привлекательности от «Мивины»

Рецепт инвестиционной привлекательности от «Мивины»

Лыонг Куок Бинь, один из создателей компании «Техноком», и, собственно, ТМ «Мивина», на вопрос о самых успешных этапах в истории развития компании, ненадолго призадумался и ответил: «Я не знаю. Для меня каждый год был знаковым и не похожим на предыдущий». Динамика развития «Технокома» и ТМ «Мивина» до сих пор характеризуется экспертами как абсолютный рекорд для украинского рынка. За первый год существования, в 1996-м, вермишель быстрого приготовления достигла невероятной популярности — тогда удавалось продавать по миллиону упаковок этого продукта в месяц. Каждый год финансовая отчетность компании показывала двукратный рост выручки, а исследования рынка подтверждали ее монопольное положение.

Еще несколько лет назад у собственников не было и мыслей о том, чтобы «Техноком» кому-нибудь из прельщенных таким успехом инвесторов. Поэтому поглощение его пищевым гигантом Nestle стало резонансным событием. У компании проблемы с финансами, она подстраховалась в условиях растущей конкуренции, собственники хотят выйти из бизнеса — эксперты рынка называют разные варианты, пытаясь объяснить решение создателей «Мивины» продать свое детище. Очевидно одно — приличная сумма в размере около $150 млн., которую заплатила Nestle, по оценкам аналитиков, сделала за 15 лет из производителя дешевой лапши привлекательный и перспективный актив.

 

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Секрет восточной кухни

«У нас почти не было сложностей. Мы занялись развитием своего бизнеса в правильное время и в удачном месте. В Харькове к нам относились очень лояльно и с пониманием», — вспоминает Лыонг Куок Бинь. Шел 1993 год. Несколько молодых вьетнамцев, окончивших Харьковский государственный университет имени В. Каразина, создали компанию «Техноком». Среди них был и Лыонг Куок Бинь, который занимался развитием компании до настоящего времени. Некоторые его товарищи со временем покинули «Техноком» и занялись каждый своим бизнесом.

«Над названием долго не задумывались. Назвали «Техноком», поскольку изначально предполагалось, что компания будет заниматься чем-то связанным с технологиями», — объясняет г-н Бинь. Первым проектом стало открытие ресторана вьетнамской кухни, обусловленное желанием «технокомовцев» привить жителям Харькова любовь к восточной еде.

В 1995 году молодые предприниматели решили пойти дальше. Продолжая пищевую тему, они занялись производством еды быстрого приготовления. Тогда украинский рынок узнал «Мивину» — приятную на вкус вермишель, которую перед употреблением достаточно залить кипятком. Свою роль сыграло и запоминающееся название продукта. Над ним создатели также недолго думали. «Мивина» — сокращенный перевод с вьетнамского словосочетания «вьетнамская лапша». Рынок быстро отреагировал на предложенный продукт. Уже в 1996 году компактные упаковки лапши невероятно быстро исчезали с магазинных полок.

«Компании понадобился всего лишь год после установки мощностей по производству, чтобы громко заявить о себе», — говорит Лина Ольмезова, руководитель отдела аналитики ИК «Велес». Первые инвестиции в развитие компании «Техноком» — покупка оборудования для производства вермишели быстрого приготовления.

 

Поначалу молодые предприниматели закупали машины вьетнамского производства, позднее стали инвестировать в более мощное оборудование из Японии и Южной Кореи. Останавливаться на достигнутом они не хотели, и уже в 1999 году на рынке появилась вкусовая приправа «Мивина», а два года спустя — картофельное пюре быстрого приготовления под тем же брендом.

 

«Техноком» пользовался поддержкой как харьковских местных, так и вьетнамских властей. Строительство фабрики «Мивина-3» в 2003 году — один из инвестиционных проектов, предусмотренных соглашением о сотрудничестве между Харьковской облгосадминистрацией и Народным комитетом провинции Кхань Хоа (Социалистическая Республика Вьетнам). Капиталовложения в это предприятие составили $8 млн. По оценкам экспертов, оно приносит «Технокому» около 5 млн. грн. в год.


Динамичная лапша

Активное расширение производственных мощностей позволило компании в 2004 году завоевать около 97% рынка вермишели быстрого приготовления в Украине. «Это практически недостижимый результат», — отмечает Лина Ольмезова. Начиная с этого периода рынок еды быстрого приготовления начал активно расти, но конкуренты «Технокома» понемногу крепли. Тогда создатели «Мивины» пошли на рисковый шаг. В ноябре 2007 года они приобрели компанию «КБГ Фудс Трейдинг», которая производила продукцию под ТМ «Домашний обед» и «Аппети». Аналитики оценили сделку в $20 млн. 

Эксперты отмечают, что финансовый кризис практически не затронул «Техноком». «У компании никогда не было ни больших долгов, ни серьезных проблем», — отмечает Михаил Гранчак, вице-президент инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital.

 

По словам аналитика компании Phoenix Capital, Богдана Воротилина, в настоящее время производители еды быстрого приготовления переживают «золотые» годы. В 2008-м они заработали 700 млн. грн. «В ближайшие годы стоит ожидать роста рынка на 25% в натуральном выражении, в денежном выражении его объем  может достигнуть 1 млрд. грн. к 2012 году», — говорит Воротилин. Сейчас этот показатель составляет приблизительно $120 млн., из которых 90% — доля компании «Техноком».

 

По данным экспертов, в 2009 году корпорация заработала 640 млн. грн., а в 2008 году ее выручка составила 622 млн. грн. Кризисный год лишь незначительно замедлил рост продаж «Мивины», но никак не остановил его. Конкуренты объясняют успехи «Технокома» низкой себестоимостью производимой им продукции и высокими наценками. Лыонг Куок Бинь это отрицает. «Наценками занимаются наши дилеры и продавцы. Могу сказать, что они зарабатывают больше, чем мы», — отмечает он.

 

При этом себестоимость продукции, которую выпускает «Техноком», действительно низкая. К примеру, приправы компания делает из дешевых компонентов, которые легко можно найти в Украине. А производство макарон само по себе малозатратное. По словам  Лины Ольмезовой, себестоимость продукции «Технокома» составляет около 70% от цены реализации продукции. А большие доходы компании обеспечивают значительные объемы производства и продаж.

 

Любители вермишели

Динамичный рост перспективного рынка и монопольное положение, которое занимает на нем корпорация «Техноком», не могли оставить равнодушными крупных инвесторов. «До начала финансово-экономического кризиса в нашу компанию часто поступали предложения о покупке. В основном от иностранных компаний. Но эти предложения не принимались. Такой была политика акционеров», — рассказывает Лыонг Куок Бинь.

 

Были предложения и во время кризиса. Например, в начале 2009 года производителем «Мивины» интересовалась польская группа Maspex Wadowice, но с ней у компании отношения не сложились. «Поиск инвесторов «Техноком» начал еще в мае-июне 2009 года. Покупателей было сложно найти, так как за компанию запрашивали очень высокую цену», — отмечает Михаил Гранчак. По его мнению, сделка с Nestle состоялась потому, что «Техноком» умерил свои аппетиты. Сегодня сумма сделки не разглашается. Эксперты оценивают ее в $100-150 млн. Возможно, «Техноком» и не шел на уступки, но желание Nestle купить эту компанию взяло верх над желанием сэкономить.

По мнению Виталия Струкова, управляющего директора ИК Concorde Capital, данное приобретение позволит Nestle догнать своего главного конкурента на украинском рынке — компанию Kraft Foods. «Теперь у Nestle появилась ТМ «Мивина» в приправах, специях и снэках, за счет которых компания снизит постоянные затраты по дистрибуции и увеличит среднюю маржинальность», — рассуждает Струков.

 

Среди причин, по которым «Техноком» согласился на сделку, аналитики называют возможное желание акционеров выйти из этого бизнеса и возрастающую конкуренцию на рынке приправ и продуктов быстрого приготовления. К примеру, сейчас свой приход в Украину готовит российская компания Mareven Food c ТМ «Роллтон». Это мощный игрок в сегменте экономного питания, который, не заручись «Техноком» поддержкой Nestle, легко мог бы отвоевать у «Мивины» лидерство.

Сейчас корпорации, некогда созданной группой молодых вьетнамцев, пророчат светлое будущее. Получив влиятельного покровителя, «Мивина» будет и дальше доставлять удовольствие любителям лапши, пюре, приправ и снэков. Уверен в этом и Лыонг Куок Бинь. Хотя и не скрывает грусти в голосе: «Честно говоря, жаль, что продали».

 

Что купила компания Nestle
На сегодняшний день в состав корпорации «Техноком» входит восемь предприятий в Украине, Вьетнаме и Польше. Это фабрики по производству макарон, специй и картофельного пюре, а также заводы, выпускающие полимерную и картонную продукцию. Общие производственные мощности «Технокома» составляют 110 тыс. тонн продукции в год. 20% выпускаемых товаров экспортируется в страны Балтии, Венгрию, Германию, Израиль, Польшу, Румынию и ряд других государств. «Техноком» производит  вермишель и картофельное пюре быстрого приготовления, приправы, соусы и снэки под ТМ «Мивина», «Бим-Бим» и «Джокер».

 

Дария Исакова

 

Расскажите друзьям про новость