Однажды я пришел познакомиться с деканом профильного факультета уважаемого вуза. Вы выпускаете пиарщиков, которые потом приходят ко мне работать, говорю я ему. Но качество их подготовки оставляет желать лучшего. Я готов бесплатно читать у вас лекции и проводить практические занятия по коммуникациям, чтобы студенты получили хоть какое-то представление о профессии перед попаданием в реальную жизнь.
Знаете, что мне сказали? А давайте вы как работодатель будете нам платить за наших выпускников. И еще давайте договор о сотрудничестве заключим.
Извините, но платить за тех, кого нужно учить профессии с нуля, я не готов.
Когда 14 лет назад я пришел работать в коммуникации, мы многое делали руками – и в агентствах, и в компаниях. Нас не учили азам профессии в вузах, но и рынок тогда требовал меньшего. Мы пробовали, ошибались, учились, экспериментировали. В таком режиме выросло целое поколение пиарщиков, которые «в подворотнях» самообразования и «на площадях» ведения реальных проектов выработали подходы к управлению коммуникациями и встраивали эту функцию в бизнес.
Мы потратили много сил на то, чтобы вывести функцию PR из категории «nice to have» в категорию неотъемлемых инструментов управления в организации. Это была и есть негласная коллективная борьба пиарщиков за корпоративное признание. Многим удалось. Истории из книжек студенческих годов о том, что PR должен подчиняться CEO, должен иметь право влияния на управленческие решения, в то время похожие на сказку, трудом многих энтузиастов профессии становятся реальностью.
Чем дальше это поколение продвигалось вперед, тем выше становился уровень абстракции наших рассуждений о профессии, транслируемых за рамки узкого круга специалистов. Мы заговорили о стейкхолдерах, репутации и прочих материях, видя адресатами наших CEO и заказчиков. Но мы не учли, что кроме них нас слушает кто-то еще. Как выяснилось, целое следующее поколение жадно впитывало разговоры о высоком.
И тут случилась неприятность. Они, как и мы, не имеют нормального высшего образования по PR, т.к. в Украине его нет. Была прекрасная программа CIPR, но увы. На конференциях, курсах и прочих интенсивах человек в как правило хорошо проводит время за деньги, но практически ничему не учится.
И вот эти молодые люди, получившие псевдо-образование в вузе, вдохновившиеся мотивационным завтраком с гуру коммуникаций, пройдя интенсив и подписавшись на фейсбучек пары-тройки заметных пиарщиков, приходят на работу, желая получать зарплату. А там их встречает реальность, которая существенно отличается от той, которая встречала в начале карьеры нас.
В систему, где есть понятное разделение коммуникационного труда, выписанные обязанности, kpi, терминология, устоявшиеся практики и т.д., приходит человек, который в лучшем случае слышал о репутационном менеджменте и знает значение слова стейкхолдеры, но который ничего не умеет. Хорошо, если вуз дал ему общие знания об экономике, обществе, языке и литературе, но и таких один на сотню. Повторюсь – умеет он ровным счетом НИЧЕГО.