Хорошая новость состоит в том, что автор защищен от плагиата авторским правом, которое начинает действовать с момента создания произведения. То есть писатель поставил точку в последнем предложении — он автор этого произведения, художник или дизайнер сделал последний мазок или штрих — он автор картины или проекта и т. д. Авторское право действует на территории всех стран мира, на протяжении всей жизни автора и 70 лет после его смерти, также передается по наследству. То есть авторство не нуждается в каком-либо юридическом заверении.
Теперь к плохой новости: нельзя запатентовать идею! Это прямо указано в законе. То есть запатентовать решение «печать на биллбордах, которая определенными частями выходит за рамки борда» или идею поставить на балконе машину нельзя.
Что делать, если компанию обвиняют в плагиате или если она уличила кого-то в «заимствовании»? И что вообще в рекламе и в брендах подлежит патентованию?
Такие вопросы не редко возникают как у креативных директоров компаний, так и у фриланс-дизайнеров. Не новость, что для участия в тендере или на ранних этапах работы с потенциальным клиентом они выполняют очень много работы бесплатно. Разрабатывается множество креативных идей, дизайнов, логотипов, ищутся инсайты, создаются тексты и слоганы, неймы и меседжи. К сожалению, не все заказчики добросовестны и готовы платить за все, что им дают в рамках таких демо-версий основных работ.
Частично в этом есть и вина самих авторов. Они не предупреждают о том, что пока с клиентом не подписан контракт (договор на оказание услуг), авторские права принадлежат им.
Возможностей предупреждать об этом (а именно предупреждение очень часто играет важную роль) есть несколько:
— поставить значок copyright ©, указать имя автора и год создания объекта авторского права в любой видимой части работы;
— поставить watermark на изображение;
— в письме с отправкой работы уточнить, что данный объект является объектом авторского права и принадлежит вам, а любое копирование, повторение (в том числе переделка) будет расценено как нарушение авторских прав.
Такие предупреждения не спасут авторов от воровства. Но, по крайней мере, они могут предотвратить массовые прецеденты. Ведь не просто так были придуманы значки, означающие защиту авторских и патентных прав. Не просто так многие производители указывают «patent pending» на своих товарах, в которых есть запатентованные технологии. Они предупреждают потенциальных недобросовестных конкурентов о том, что «заимствуя» продукт, защищенный на законодательном уровне, они нарушают права и могут быть привлеченными к ответственности. Это как своего рода наклейка «объект под охраной» на двери дома. Воры понимают, что лучше туда не идти, потому что они встретятся с представителями охранных структур и полиции в случае не законного проникновения в охраняемый объект.
Стоит отметить, что нарушение прав интеллектуальной собственности несет за собой, в том числе и криминальную ответственность. Мало кто знает об этом, но за нарушение авторских прав можно получить до 6 лет тюрьмы.
Что касается дополнительных превентивных мер для авторов – это внимательное изучение правил и условий тендера, если такие есть от заказчика. В них может быть указано, что все материалы, которые присылают участники тендера, являются собственностью организаторов тендера и все имущественные авторские права (на копирование, обнародование, получение прибыли и т.д.) принадлежат им. В таких случаях, даже при большом желании, если вы отправили свои работы на таких условиях, сложно доказать, что вы не читали правила или не знали о таких особых условиях. Потому защитить свою правду будет уже в разы сложнее.
О нарушении авторских прав в рекламе приходится говорить и в контексте социальных сетей. Практически все предприниматели продвигают свой продукт/услугу в Facebook, Vkontakte, Youtube и т. п. Соблазн скопировать чей-то удачный контент — очень велик. Но благодаря технологиям и всемирному стремлению больших компаний к минимизации нарушения прав интеллектуальной собственности, в крупных социальных сетях и платформах есть система обращения с формой жалобы о нарушении авторских прав. И это довольно эффективный инструмент защиты. Радует, что компании такого уровня как Facebook, YouTube очень оперативно рассматривают жалобы и отвечают на запросы.
Услугу заверения страниц из Интернета предоставляет государственное предприятие «Интелзахист». Такие заверенные страницы могут быть сильным доказательством в суде.
Названные инструменты не гарантируют спасение от плагиата или выигрыш в случае суда. Но при прочих равных любые аргументы в вашу пользу будут иметь вес.
Если ваши идеи действительно крутые, то рано или поздно вы столкнетесь с попытками их позаимствовать. И в той ситуации будет важно понимать, насколько сильна ваша правовая позиция: подлежит ли ваш объект защите, защищен ли он авторским правом. Но самое главное — нужно будет ответить себе на два вопроса: есть ли у вас время на доказывание своей правоты и будет ли актуальным признание вашего авторства сквозь призму долгосрочных предсудебных и судебных разбирательств? То есть, на одной чаше весов будет ценность потраченных на защиту своего авторства времени и средств, на другой — жажда справедливости.
Принять плагиат как высшую степень признания своего таланта или отстоять свое авторство будет только вашим решением.