Фил добивается расположения Риты так же, как средней руки маркетолог пытается привести своего потенциального потребителя к покупке. Поначалу Фил действует методами «ортодоксального маркетинга», и эта часть может быть особо интересна маркетологам, работающим на FMCG-рынках. Он, наскоро выяснив предпочтения Риты (умный, но не занудный, красивый, но не смотрящий в зеркало, заботливый и т. д.), проводит очень агрессивную кампанию, ключевым моментом которой становится коммуникация всех перечисленных достоинств.
Фил получает афронт, и, как опытный маркетолог, уходит на рынок попроще, где такие лобовые атаки еще срабатывают. С помощью нехитрого инструментария и примитивных легенд («Мы же одноклассники, дорогая, и ты удивишься, но я хочу, чтобы ты стала моей женой»), он укладывает в постель легкодоступную панксатонскую женскую аудиторию.
Порезвившись на неконкурентных рынках, кушающих примитивные стратегии, Фил решает вернуться к самой сложной и самой желанной аудитории. Ему все-таки хочется заняться любовью с Ритой, и он, опережая время (невольный каламбур в отношении вечно отстающего Фила), примеряет на себя одежды современного интернет-маркетолога.
Фил ведет себя в точности так, как тысячи «гуру» интернет-маркетинга: пользуясь своим особым статусом, день за днем собирает о Рите big data, ищет закономерности в ее поведении. Как положено «хорошему» интернет-маркетологу, он пытается построить воронку конверсии и последовательно провести Риту сквозь каждый этап. От любимого коктейля – к любимому тосту. От тоста – к стихам Бодлера. От Бодлера – к ледяной скульптуре. От скульптуры – к снежкам с детьми. От снежков – к дивану в собственном номере.
И каждый раз, он, как ребенок, радуется успеху, как радуются современные маркетологи, когда с помощью усовершенствования UX им удается на десятую долю процента поднять конверсию или увеличить глубину просмотра на одну страницу.
Этим «настоящим делом» Фил, как и наши коллеги, увлечен очень долго. Интернет-маркетологи обожают изучать данные и делать небольшие усовершенствования. Это создает устойчивую иллюзию непрекращающегося успеха.
Так и Фил очень долго уверен, что с каждым днем приближается к своей цели. Ведь Рита мило улыбается, благосклонно принимает ухаживания и комплименты, и даже целуется.
Но, не дает… Оглушительная серия пощечин возвещает Филу ту простую истину, что изначальная гипотеза была категорически неверна.
И тысячи часов, потраченных на изучение и оптимизацию user experience приводят его к наглухо закрытой двери. Рита никогда не «купит» его предложение, хотя весь его маркетинговый опыт полон маленькими победами.
А Рита, тем временем, проигнорировав все усилия Фила-UX-ра, со всей страстью и нежностью бросится в объятия Фила-душки, Фила – человека-праздника, Фила – человека, которого любят все вокруг, Фила – желанного холостяка.
Рита не просто окажется в постели этого Фила, она будет мечтать об этом. Секс со всеобщим любимцем для нее желанен, и этот Фил может ничего не знать о ее предпочтениях и потребительском опыте.
Просто Рите хорошо с ним, и хочется проводить время вместе. И эти данные не содержатся ни в одной биг-дате.
Тысячи маркетологов в Украине до сих пор верят в две первые стратегии Фила, и считают, что аудиторию можно покорить либо нахрапом и мощной кампанией, либо дотошным совершенствованием UX.
Думаю, всем нам стоит еще раз пересмотреть «День сурка» и поучиться на ошибках Фила Коннорса. Ну и, разумеется, насладиться игрой Билла Мюррея и Энди МакДауэлл.