В марте этого года KPMG представила прогноз по глобальным трендам в сфере ритейла и поведении потребителей на 2018 год. Среди тенденций, связанных с развитием искусственного интеллекта и увеличением влияния этической стороны брендов (КСО) на продажи, особенно выделяется прогнозируемое изменение позиций Китая на мировом рынке.
Многие без труда назвали бы два распространенных факта о Китае. Во-первых, там проживает очень много людей — 1,4 млрд людей, во-вторых, Китай перенимает продукты, бизнес — модели и технологии Запада с огромной скоростью. Давайте посмотрим немного более пристально. Пока мы все еще увлечены европейскими и американскими трендами развития, Китай разработал собственную уникальную инновационную экосистему, которая привела к революционному изменению рыночной конъюнктуры. Инновационные технологические компании Китая начали доминировать на внутреннем рынке и их экспансия на Запад, согласно прогнозам KPMG, может быть только вопросом времени.
Ярким примером может служить китайский конгломерат Alibaba Group, который имеет около 580 млн активных пользователей в месяц (главным образом в Китае) и демонстрирует значительные темпы роста на Востоке. В прошлом году компания Alibaba Group в течение крупнейшей в мире 24-часовой глобальной онлайн-распродажи ко Дню Холостяка в Китае поставила очередной рекорд, продав товаров на сумму свыше 25 млрд долларов. Уже к 2020 году на Китай будет приходиться около 60% глобального e-commerce. В то время как на Западе отмечается рекордное количество закрытых магазинов розничных торговцев.
Ожидается, что к 2030 году к числу китайских потребителей среднего класса добавится около 800 млн человек. Для сравнения, прогнозируется, что в этот же период Европа увеличит свой средний класс потребителей только на 16 млн потребителей. А в США потребление составит в 2,5 раза меньше, чем в Китае.
Не секрет, что благодаря высоким зарплатам в Китай сегодня переезжает все больше талантливых людей из США и Европы. В свое время именно такая тенденция позволила США привлечь в страну самых умных и талантливых специалистов, что и помогло Америке стать центром инноваций. Кроме того, китайский технологический бизнес начал приобретать компании зарубежных конкурентов в Европе. Увеличению таких поглощений будет содействовать и заявленная правительством Китая политика по упрощению инвестирования за рубеж для китайских компаний.
В одном из своих интервью Ли Куан Ю как-то сказал, что Китай никогда не сможет стать первой экономикой мира, как это произошло с США, поскольку для этого необходима также мировая экспансия китайского языка. И с этим трудно не согласиться. В отличие от английского, китайский является очень сложным в изучении. Но, если мы допустим, что такую роль «языка» могут выполнять экспортируемые инновации и технологии, то в этом Китай может претендовать на лидерство в ближайшее десятилетие.
Поднебесная амбициозно намерена задавать тренды в e-commerce, построении успешных бизнес-моделей и их мультипликации, применении искусственного интеллекта в разработке продуктов и маркетинге. Это одна из стран, которую однозначно стоит включить в список стран-трендсеттеров, за ней стоит наблюдать, изучать и анализировать их кейсы.
17 мая на CINO марафоне своим опытом поделятся те, кто рискнул стать катализатором инноваций в своей компании и стране и готов растить единомышленников.