Всегда Coca-Cola
10 Июн 2008, 13:21

Всегда Coca-Cola

1,4 млрд. порций в день. 122 года на мировом рынке. Рекордная стоимость в $65,324 млрд. С истории самого дорогого бренда в мире (по версии Interbrand и BusinessWeek) MMR начинает рубрику История бренда

Всегда Coca-Cola

История самого популярного в мире прохладительного напитка берет свое начало еще в позапрошлом веке. В далеком 1886 году в нью-йоркской гавани рабочие изо дня в день трудились над изваянием знаменитой Статуи Свободы. В это же самое время в Атланте, штат Джорджия, рождался другой, но не менее значимый символ Америки — напиток Coca-Cola. Официальная дата рождения напитка — 8 мая 1886 года. Именно в этот день фармацевт Джон Пембертон из чистого любопытства изготовил сироп, который, по его мнению, предназначался для снятия стресса и нервного напряжения. В состав сиропа входили орехи тропического дерева колы и листья куста коки, из которого сегодня получают кокаин. После этого фармацевт отнес сироп в аптеку Джейкобс, где он работал. Здесь карамельный сироп разбавили с газированной водой и дали на пробу посетителям, которые отметили, что в напитке есть что-то необычное. Название новому напитку дал партнер Джона Пембертона, бухгалтер Франк Робинсон, посчитав, что две буквы «c» — очень выигрышное сочетание для рекламы. Интересно, что именно Франк Робинсон придумал уникальный стилизованный шрифт для товарного знака Coca-Cola. Перепробовав несколько вариантов, бухгалтер остановился на спенсеровском шрифте (Spencerian script), который в те времена в Америке считался нормой чистописания. За всю историю Coca-Cola шрифт логотипа несколько раз видоизменяли, однако сегодня он такой, каким его придумал Франк Робинсон. Первоначально Coca-Cola продавалась только в аптеках и на разлив. По сравнению с миллионами литров, которые продаются сегодня ежедневно, за первый год существования напитка удавалось продавать всего по 9 стаканов в день. Стоимость одной порции составляла 5 центов. К сожалению, Джон Пембертон умер всего через несколько лет после создания напитка в 1888 году, даже не подозревая, какая судьба уготовлена его детищу. После смерти изобретателя права на Coca-Cola выкупил бизнесмен Аса Кандлер, который вместе с несколькими компаньонами основал компанию Coca-Cola (The Coca-Cola Company). Он также стал и первым президентом компании. Считается, что именно Аса Кандлер сделал из простого изобретения настоящий бизнес. Проявив смекалку, Аса снабдил своих аптекарей разнообразной брендированной продукцией (часы, календари, сувениры), благодаря чему логотип Coca-Cola можно было увидеть повсюду. Такой активный метод рекламирования сработал на ура. Уже в 1895 году было построено несколько заводов по производству сиропа за пределами Атланты, а именно в Чикаго, Далласе и Лос-Анджелесе. Следующим этапом на пути к развитию популярности Coca-Cola стал разлив напитка в бутылки. В 1894 году бизнесмен Джозеф Биденхарм, владелец магазина в Виксбурге, штат Миссисипи, задумался над тем, каким способом доставлять прохладительный напиток на плантации вдоль Миссисипи и установил в своей лавке оборудование по разливу напитка в бутылки. Предприниматель выслал двенадцать бутылочек Асе Кандлеру, однако тот никак не отреагировал и упустил свой шанс. Пятью годами позже два адвоката из города Чаттануга Бенжамин Томас и Джозеф Вайтхэд получили эксклюзивные права на разлив и продажу Coca-Cola практически на всей территории Соединенных Штатов. Первый завод по разливу напитка в бутылочки обосновался здесь же, в городе Чаттануга, штат Теннеси, в 1899 году. Второй президент компании Coca-Cola Роберт Вудрафф считается человеком, который повлиял на судьбу компании больше, чем кто бы то ни было. Будучи лидером компании в течение целых шестидесяти лет, Роберт Вудрафф рассказал о Coca-Cola всему миру, тогда как во времена Асы Кандлера напиток был известен только в Америке. Роберт Вудрафф считался маркетинговым гением, который видел возможности для экспансии буквально во всем. Именно он впервые поехал вместе с американской командой на Олимпийские игры 1928 года в Амстердам, чтобы представить напиток. Ему также принадлежит большинство инновационных новинок, в том числе упаковки Coca-Cola. Если в 1886 году напитком наслаждалось всего девять человек в день, то спустя столетие Coca-Cola знают и пьют в 200 странах мира. На сегодняшний день бренд Coca-Cola — самый популярный и самый дорогой, а компания Coca-Cola является самой крупной и разветвленной производственной и дистрибьюторской сетью в мире. Рекламная находка Ни для кого не секрет, что бренд Coca-Cola стал мультинациональным во многом благодаря рекламной и маркетинговой активности одноименной компании. Интересно, что реклама напитка началась буквально с первых дней его создания. Убедившись в том, что напиток нравится, создатель Coca-Cola фармацевт Джон Пембертон и его партнер Франк Робинсон задумались о том, как сделать так, чтобы о газировке узнало как можно больше людей. Несмотря на то, что в конце XIX столетия о способах продвижения товара было еще мало известно, фармацевт вместе с партнером нашли способ рассказать людям о вкусном напитке, а именно было принято решение раздавать купоны на бесплатный стакан Coca-Cola на улицах Атланты. Идея, которую преследовали создатели, была проста — после того, как человек попробует напиток, ему захочется еще. Примечательно, что, используя городской справочник, Франк Робинсон сам лично рассылал купоны самым именитым жителям Атланты. Раздача купонов на бесплатную порцию напитка — первый, и, по мнению специалистов компании Coca-Cola, один из самых успешных маркетинговых ходов за всю историю компании. В 1890-х годах, Аса Кандлер, президент новоиспеченной компании Coca-Cola, поддержал эту идею, после чего раздача купонов на бесплатные порции газировки стала играть решающую роль в завоевании напитком популярности среди потребителей. К примеру, в период с 1894 по 1913 год, что в общей сложности составляет почти 20 лет, представителями компании Coca-Cola было роздано более восьми с половиной миллионов купонов на бесплатную порцию колы, в результате чего каждый девятый житель Америки насладился напитком, не заплатив за удовольствие ни копейки. На сегодняшний день, когда напиток, изменивший ход истории, больше не нуждается в раздаче бесплатных порций, компания Coca-Cola по-прежнему использует метод раздачи купонов и бесплатных образцов, когда дело касается продвижения новых брендов, а также инновационной упаковки. Жажда вне сезона! Как правило, прохладительные газированные напитки вызывают ассоциации, связанные с летним периодом, когда на улице жарко и хочется пить. Поместив бутылочку с волшебным напитком в руку Санта-Клауса, компания Coca-Cola решила сломать устоявшийся стереотип и доказать людям, что напиток Coca-Cola можно пить не только летом, но и зимой. «Жажда вне сезона» (Thirst Knows No Season) — гласит один из слоганов компании Coca-Cola. Стоит отметить, что еще до того, как компания Coca-Cola заинтересовалась Святым Николаем (прим. авт. — Имя американского Санта-Клауса представляет собою искажение голландской транскрипции имени св. Николая), его образ уже неоднократно использовался в рекламе, в том числе и напитков. Однако специалисты компании приняли решение создать свой неповторимый стиль рождественского дедушки, который бы запомнился и понравился людям. Поработать над образом Санты компания Coca-Cola пригласила иллюстратора Хаддона Сандблома. Примечательно, что именно он сделал Санту таким, каким мы знаем его сейчас — веселым, добрым, гуманным. До этого образ Санта-Клауса был несколько размытым и неопределенным: то он изображался слишком толстым, то совсем тощим. Бывало, что Санта был похож на эльфа, а иногда его образ был даже устрашающим. Первая рождественская реклама напитка с изображением Санта-Клауса появилась в газете The Saturday Evening Post в 1931 году. Впоследствии рождественский Санта с бутылочкой колы в руке стал появляться в самых известных изданиях того времени Ladies Home Journal, National Geographic, The New Yorker каждую зиму. В те времена чтение газет и журналов было излюбленным занятием публики. Люди очень полюбили рождественские картинки с изображением Санта-Клауса, и если в его образе что-то менялось, никто не оставался равнодушным. На почтовый адрес компании Coca-Cola из года в год приходили письма от истинных ценителей, которые недоумевали, почему на этот раз у Санты нет обручального кольца, или почему его пояс одет задом наперед. Интересная деталь! Художник Хаддон Сандблом срисовал образ Санта-Клауса для первой рождественской рекламы со своего друга, пенсионера Луи Прентисса. Когда же Луи скончался, художник взял на роль модели самого себя. Сначала Хаддон работал над очередной рождественской иллюстрацией Санты, глядя в зеркало, а чуть позже стал использовать свои фотографии. В 2006 году кокакольный Санта отпраздновал свое 75-летие. Не удивительно, что на сегодняшний день Рождество и Санта-Клаус у многих людей в любом уголке земного шара напрямую ассоциируются с бутылочкой Coca-Cola. За спорт во всем мире Вдогонку следует отметить, что Coca-Cola позиционируется не только как прохладительный, энергетический, рождественский, «внесезонный», но и как спортивный напиток. Компания Coca-Cola известна как спонсор крупных и мелких спортивных состязаний и мероприятий, проводимых по всему миру. Чего только стоит сотрудничество компании Coca-Cola с Олимпийским комитетом, которое длится уже в течение восьмидесяти лет. На сегодняшний день компания Coca-Cola является самым старым спонсором Олимпийских игр. А начиналось все в 1928 году, когда на Олимпийские игры, которые проходили в Амстердаме, было доставлено всего лишь тысячу картонных коробок с бутылочками Coca-Cola. Будучи Всемирным партнером Олимпийских игр, компания Coca-Cola разделяет, олицетворяет и пропагандирует олимпийские ценности, такие как, например, раскрытие способностей, стремление к победе и совершенству, честная игра, желание сделать мир добрее. Coca-Cola также является спонсором Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА), Главной бейсбольной лиги (ГБЛ), Национальной футбольной лиги (НФЛ), Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), Национальной хоккейной лиги (НХЛ) и многих других крупнейших спортивных организаций мира. Занимательные факты Кола в кино Напиток Coca-Cola фигурирует в более чем 350 фильмах, начиная с 1933 года. Среди самых современных фильмов, в которых присутствует Coca-Cola: Казино Рояль, Авиатор, Поймай меня, если сможешь, Мечтатели, Ванильное небо, Переводчик, Миссия невыполнима 3, Ангелы Чарли, А вот и Полли, Скуби-Ду и многие другие. Бренд Coca-Cola в Украине представляет компания ООО Кока-Кола Бевериджес Украина (Cocа-Cola Beverages Ukraine Ltd.). Компания является одним из лидеров украинского рынка по производству безалкогольных напитков. Кока-Кола Бевериджес Украина входит в группу компаний Кока-Кола Хеленик Ботлинг Компани (Coca-Cola HBC), которая работает в 26 странах Восточной и Центральной Европы и является лидирующим и крупнейшим производителем безалкогольных прохладительных напитков во всей Европе. Представительство компании Coca-Cola в Украине было открыто в 1992 году. Примечательно, что Coca-Cola стала одной из первых транснациональных компаний, которые изъявили желание работать на украинском рынке. Слоганы Coca-Cola Слоганы Coca-Cola меняются почти каждый год. Самый первый из них можно увидеть на баночках с напитком и сегодня. Звучит он очень просто: «Пейте Coca-Cola!». Среди слоганов, которые заслуживают особого внимания, — «Три миллиона в день!» (1917) и «Шесть миллионов в день!» (1925), отображающие рост продаж и неоспоримый успех компании Coca-Cola. Одним из самых знаменитых слоганов XX века считается Always Coca-Cola! (Всегда Coca-Cola!). Мир Coca-Cola The NEW World of Coca-Cola (Новый мир Coca-Cola) — именно такое название носит новый музей бренда, открывшийся в 2007 году в Атланте. Музей Coca-Cola — это место, где можно узнать о прошлом, настоящем и будущем самого известного бренда в мире. В музее можно посмотреть 1200 экспонатов, собранных со всего мира. Среди самых незабываемых развлечений — встреча с семифутовым Полярным Мишкой, а также дегустация более 70 разных прохладительных напитков с возможностью создать свой собственный. Общая площадь музея — 62 тыс. квадратных футов. Секретная формула Coca-Cola Известно, что формула напитка держится в строжайшем секрете и составляет коммерческую тайну. Согласно уставу компании Coca-Cola, только два высокопоставленных чиновника имеют право знать о нюансах пропорций. На заводах, разливающих Coca-Cola, у всех ингредиентов есть свои коды, что позволяет полностью не раскрывать рецепт персоналу. Скандалы Самый главный скандал, связанный с именем Coca-Cola, — обвинения в том, что газированный напиток негативно влияет на здоровье человека. А именно, его употребление в пищу может приводить к желудочным заболеваниям, аллергии, вымыванию кальция из организма и многому другому. Однако научно доказано, что влияние Coca-Cola на человеческий организм ничем не отличается от влияния любого другого газированного напитка. Кроме того, компания Coca-Cola часто судится с марками-имитаторами. Этапы становления 1886 — первая реклама напитка появилась в газете The Atlanta Journal. 1887 — купоны на бесплатную порцию напитка Coca-Cola раздаются на улицах Атланты. 1891 — компания впервые использует календари и наружные плакаты для рекламы напитка. 1893 — торговая марка Coca-Cola официально зарегистрирована; Coca-Cola впервые заявила о себе на Всемирной выставке в Чикаго. 1894 — напиток впервые разлит по бутылкам в Виксбурге, штат Миссисипи. 1896 — появление первой брендированной продукции Coca-Cola (часы, сувениры). 1901 — годовой рекламный бюджет компании Coca-Cola впервые превышает отметку $100 тыс. 1904 — первая печатная реклама напитка появляется в потребительских изданиях. 1911 — годовой рекламный бюджет компании составляет $1 млн. 1915-1916 — разработан и введен в эксплуатацию новый уникальный дизайн упаковки Coca-Cola: контурная бутылочка, которую можно с легкостью отличить от других даже по осколкам. 1923 — инновация от компании Coca-Cola: блок из шести бутылочек газировки, которые удобно нести в руке по дороге домой из супермаркета. 1925 — появление первого биллборда Coca-Cola. 1928 — компания Coca-Cola впервые выступает спонсором Олимпийских игр (Амстердам). 1929 — огромная неоновая вывеска Coca-Cola размещена на Таймс-Сквер в Нью-Йорке. 1931 — образ Санта-Клауса, созданный художником Хаддоном Сандбломом, впервые появляется в рождественской рекламной кампании Coca-Cola. 1935 — впервые для покупки бутылочек с Coca-Cola установлены монетные автоматы. 1941 — Coke, сокращенное название напитка Coca-Cola, впервые употреблено в одной из реклам газировки. 1950 — Coca-Cola — первый продукт, появившийся на обложке журнала Time Magazine. 1953 — годовой рекламный бюджет компании — $30 млн. 1955 — в магазинах впервые можно приобрести большие бутылки Coca-Cola, рассчитанные на всю семью. 1958 — Coca-Cola — популярный напиток на отдыхе (пикник, боулинг). 1964 — Coca-Cola впервые продается в легко открывающихся жестяных баночках. 1970 — товарный знак «волна» (развевающаяся лента на фоне надписи Coca-Cola) впервые появляется как часть новой рекламной кампании напитка 70-х годов. 1990 — The World of Coca-Cola — музей, посвященный истории бренда Coca-Cola, открылся в Атланте. 1991 — компания Coca-Cola представляет первые бутылочки, сделанные с частичным использованием утилизированного пластика, что является инновацией для индустрии газированных напитков того времени. 1993 — пластиковые бутылочки Coca-Cola теперь также имеют контурные очертания. 2001 — компания выводит на рынок новый формат упаковки для Coca-Cola Fridge Pack, разработанной специально для холодильников (благодаря удобному формату блок из двенадцати бутылочек Coca-Cola можно с легкостью расположить на полке холодильника). 2002 — Coca-Cola — генеральный спонсор одного из самых популярных в Америке музыкальных конкурсов American Idol. 2004 — новый трехмерный дисплей Coca-Cola, сделанный по последнему слову техники, установлен на Таймс-Сквер в Нью-Йорке. 2005 — компания выводит на рынок контурные бутылочки Coca-Cola, сделанные из алюминия; бескалорийная Coca-Cola Zero теперь в продаже. 2006 — Coca-Cola празднует 120 лет. 2007 — новый музей бренда The NEW World of Coca-Cola, превышающий размеры предыдущего примерно в два раза, открылся в Атланте. *Coca-Cola — первый газированный напиток, выпитый в космосе (июль 1985 года)

Расскажите друзьям про новость