Нишевые каналы на украинском ТВ: основные тенденции и перспективы развития
09 Июл 2008, 11:04

Нишевые каналы на украинском ТВ: основные тенденции и перспективы развития

За последние три года доля нишевых каналов возросла почти на 30% и составила около 9,9% общего числа телеканалов.

Нишевые каналы на украинском ТВ: основные тенденции и перспективы развития

За последние три года доля нишевых каналов возросла почти на 30% и составила около 9,9% общего числа телеканалов.

 

В последнее наблюдается стремительный рост категории так называемых нишевых каналов. В связи с этим возникает резонный вопрос о том, каковы основные особенности и тенденции развития данной категории телеканалов и какое будущее их ждет…

 
Нишевые каналы (niche channels) – это телеканалы, которые специализируются на определенной тематической направленности вещания (нише).
 

Сегодня наиболее развитыми нишами на украинском ТВ являются музыка (музыкальные каналы), кино и сериалы (каналы кино) и новости (информационно-деловые каналы). Также активно развиваются ниши спортивных каналов, каналов о моде и стиле, кулинарные, познавательные, юмористические и другие. Кроме того, появляются каналы и с определенным поло-возрастным профилем – для женщин, для мужчин, для детей и каналы, рассчитанные на старшее поколение телезрителей…

 

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

В общей сложности, если считать нишевые каналы, просмотр которых доступен в отечественных кабельных сетях, то их общее количество состоянием на май 2008 года уже уверенно перевалило за третий десяток. О стремительном росте значимости нишевых каналов на нашем телевидении свидетельствуют и последние статистические данные (рис. 1):

 

 

 

Рис. 1. Динамика доли нишевых каналов за последние три года

 
 
Так, за последние три года доля нишевых каналов возросла почти на 30% и составила около 9,9% от общего числа телеканалов.
 
Правда, как техническое покрытие, так и основные медиапоказатели нишевых каналов все еще далеки от показателей основных общенациональных телеканалов (рис. 2).
 
 

 

 

Рис. 2. Охват нишевых каналов в сравнении с общенациональными
 

В частности, ежедневный охват нишевых каналов составляет 43% аудитории по сравнению с 77% охвата общенациональных каналов, то есть еженедельный охват нишевиков уступает охвату общенациональных каналов на 30%.

 

Что касается поло-возрастной структуры аудитории нишевых каналов, то их гендерная карта довольно схожа с картой предпочтений общенациональных каналов (рис. 3):

 

 

 

 

Рис. 3. Соотношение нишевых и ненишевых каналов по полу и возрасту аудитории телезрителей

 
Небольшое преимущество в достижении молодежной аудитории имеют разве что музыкальные каналы.
 
 
Лидеры среди «ниш»
 
Повторюсь, наиболее развитыми нишами отечественного ТВ являются музыкальные каналы, каналы кино и сериалов, а также информационно-деловые каналы.
 
В свою очередь, среди этих трех групп лидируют именно каналы кино (рис. 4):
 
 

 

 

Рис. 4. Соотношение охвата основных групп нишевых каналов
 
Что касается непосредственно самих каналов, то пятерка лидеров среди нишевиков довольно уверенно удерживает свои позиции (рис. 5):
 
 

 

 

Рис. 5. Крупнейшие нишевые каналы: еженедельный охват
 

Динамика рейтингов крупнейших нишевых каналов представлена на рис. 6:

 

 

 

 

Рис. 6. Динамика рейтингов крупнейших нишевых каналов
 

Несложно заметить – тенденции их развития довольно стабильные, что свидетельствует об укреплении позиций нишевиков. Исключением стал только 5 канал, ввиду некоторого затишья в политической сфере.

 

Российский опыт, или Что нас ждет в ближайшем будущем

Прежде чем перейти к прогнозам относительно дальнейшего развития категории нишевых каналов, обратимся к опыту наших ближайших соседей. В России нишевые каналы уже довольно давно заняли достойное место в общей структуре телевидения страны, и при этом продолжают развиваться. В частности, их общее количество превышает сотню, а доля в структуре всего ТВ составляет около 12%.

 
Охват российских нишевиков также стремительно растет – практически в полтора раза за последние три года. При этом наиболее развитыми нишами являются познавательные каналы, каналы кино и каналы для детей (рис. 7).
 
 

 

Рис. 7. Соотношение охвата основных групп нишевых каналов в России
 
Основная отличительная особенность нишевых каналов в России по сравнению с украинскими – значительно большая эффективность достижения труднодоступной, но очень перспективной молодежной аудитории.
 

 

Расскажите друзьям про новость