Воюющая страна должна регулярно напоминать о себе миру. Спорт — важная платформа для такого взаимодействия, что подтверждает опыт текущего года с его политически заряженными Олимпиадой, поединком Усика с Фьюри и Евро-2024.
Однако потенциал спорта как рупора страны усиливается, когда к делу приобщаются не только спортсмены и дипломаты, но и ответственный бизнес.
Отвага болельщиков
Яркий пример — акция «Мир имеет цену». Во время Евро-2024 ее реализовали украинские болельщики при поддержке фармацевтической компании «ИнтерХим».
Фанаты на трибунах стадиона в Штутгарте развернули баннер с фото Назария «Гренки» Гринцевича и подписью «Мир имеет цену». Изображение высотой в 3 этажа было создано ИИ из 182 фотографий павших военных, которые принадлежали к украинским футбольным движениям.
Замысел реализовали вопреки запрету УЕФА касательно всех упоминаний о войне. Акция разошлась по сети и крупнейшим СМИ мира (New York Times, The Guardian, Reuters, The Times) и достигла цели — заявить мировому сообществу, что тысячи украинских фанов защищают свою страну, отдавая жизнь за мир в Европе, хотя могли бы так же болеть за сборную на трибунах.
Одесский фармпроизводитель «ИнтерХим», который профинансировал инициативу, вскоре во второй раз помог упоминанию о войне в Украине громко прозвучать на всю Европу благодаря футболу.
Солнечный свидетель разрушений
Таким событием стала инсталляция трибуны разрушенного стадиона «Солнечный», приковавшая внимание ценителей спорта со всего мира дважды: сначала в Мюнхене на Евро-2024, а затем на Олимпийских играх.
Летом президент Украинской ассоциации футбола Андрей Шевченко представил в Германии иссеченные обломками сидения харьковского стадиона «Солнечный», уничтоженного в результате российских обстрелов.
Часть его трибун установили на центральной площади Мюнхена во время Евро-2024, чтобы напомнить миру о борьбе Украины и преступлениях россии. Инсталляция содержала VR 360 о стадионе и фотоматериалы, отснятые Константином и Владой Либеровыми.
За месяц трибуну посетили десятки тысяч человек, в том числе президент Бундестага Бербель Бас. В то же время инсталляцию осветили сотни публикаций в мировых медиа — CNN, Sky News, Der Spiegel, The Guardian.
По словам организаторов, от согласования идеи до воплощения прошло менее двух недель. Впоследствии инсталляция отправилась на Олимпийские игры, снова выполняя цель — напомнить болельщикам со всего мира об отваге украинцев, терроре рф и о том, что спорт не вне войны.
Не вне войны и бизнес
Международное бизнес-сообщество — еще одна платформа, где украинским голосам удается звучать все громче. В 2024 начал работу Консультативный совет бизнеса, созданный представителями ведущих мировых компаний из США, Канады, Великобритании, ЕС и других стран, заинтересованных инвестировать в украинскую экономику.
От Украины в постоянный состав совета вошли два делегата, один из которых — генеральный директор «ИнтерХим» Анатолий Редер. Для компании это последовательное внедрение стратегии коммуникации о вызовах, стоящих перед страной.
Сначала фармпроизводитель был сфокусирован на внутренней повестке: поддержке сограждан и вовлечении сознательного бизнеса в благотворительные инициативы в поддержку воинов.
За первые два года полномасштабной войны «ИнтерХим» направил более 250 млн грн в поддержку Сил обороны. Производитель финансирует благотворительные инициативы, участвует в государственных программах «Доступные лекарства» и «Национальный кешбэк», а также много лет подряд входит в число крупнейших налогоплательщиков.
Вскоре компания ощутила потенциал защиты интересов страны на международном уровне. Участие в Rebuild Ukraine и Ukraine Recovery Conference переросло в «футбольные» кейсы и сотрудничество в составе одного из подразделений глобальной Ukraine Donor Platform.
Позитивный опыт «ИнтерХим» демонстрирует, как ответственный бизнес может стать действенной составляющей не только внутренней, но и внешней коммуникации о нуждах Украины.