Современный пользователь соцсетей утопает среди количества контента, который пытается задержать его внимание. Именно поэтому маркетологи прибегают к разным методам, чтобы выиграть эту неравную борьбу. Один из таких инструментов — сторителлинг.
Маркетолог Кристина Дзюба рассказала, как создавать эмоциональные связи с аудиторией и почему брендам и компаниям нужен сторителлинг.
Что такое сторителлинг?
В современном маркетинге рассказы уже давно стали больше, чем просто инструментом для продвижения продукта. Сторителлинг — это способ строить эмоциональные связи с аудиторией, привлекать ее в мир бренда или блога и создавать глубокие долговременные взаимодействия. Это не только о сторис для Instagram, этот инструмент используют повсюду: в видеороликах, сериалах, статьях, презентациях. Ведь ключевая задача — держать фокус внимания аудитории от начала до конца.
Как работает сторителлинг в маркетинге
В основе каждой успешной маркетинговой стратегии лежит умение рассказать историю, резонирующую с целевой аудиторией. Она может быть основана на эмоциях, реальных событиях или вымышленных персонажах, но всегда несет важные месседжи, откликающиеся в сердцах людей.
Эмоциональное привлечение
Люди запоминают эмоции, а не сухие цифры. Статистика говорит, что шансы запомнить факты, завернутые в историю, выше в 22 раза. Лишь 5% слушателей Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета после выступлений спикеров могли вспомнить статистику, а 63% — истории.
Сторителлинг позволяет брендам вызывать эмоциональные реакции у своей аудитории, делая их взаимодействие с брендом более личным. Например, как ко Дню матери передал историю жизни цветочный бренд Flora de Luxe, что напомнило аудитории об этом особенном празднике.
Аутентичность и искренность
Ключ к доверию потребителей — рассказывать истории, отражающие настоящие ценности бренда. Благодаря искренности и открытости построить связь с аудиторией легче всего, ведь все устали от масок и образов. Например, когда бренды делятся историей создания изделия и показывают все этапы от начала до конца, не боятся рассказывать о факапах и трудностях, которые были в процессе.
Сюжетные линии
У каждой истории есть сюжет, и лучше всего, когда в нем можно легко разобраться. Для личных блогов советую иметь две основные сюжетные линии, на которых строится интерес к блогу. К примеру, маркетинг и мода. Конечно, могут быть и дополнительные, но они не являются фокусом на каждый день, а только дополнением.
Для бизнеса также стоит фокусироваться на целевой аудитории, иначе он будет работать хаотично. Поэтому одним из важных этапов перед построением сторителлинга является понимание для кого он и какую роль должен выполнить в жизни людей и бренда.
Основные техники сторителлинга в маркетинге
История потребителя
Одна из самых эффективных техник — показать, как ваш продукт или услуга решает проблемы реального человека. Это может быть история клиента, который добился успеха или облегчил свою жизнь благодаря вашему товару. Такая техника не только демонстрирует преимущества вашего продукта, но позволяет потенциальным клиентам увидеть себя в этих историях.
Для бьюти-сферы, косметологии или брендов косметики этот способ прекрасно подойдет для рассказа истории клиента, например, о борьбе с акне. Какой путь он прошел, какие были этапы и что помогло. Всегда будут люди, у которых похожая проблема, и им такой формат отзовется.
Бренд как герой
Еще один способ построить историю — сделать ваш бренд героем, который помогает потребителям достичь цели или преодолеть вызов. Эта техника хорошо работает, когда нужно подчеркнуть уникальность и силу продукта.
Adidas построил свою коммуникацию вокруг историй спортсменов и людей, преодолевающих барьеры. Кампания «Impossible is Nothing» фокусируется на реальных историях о достижениях, преодолении страхов и препятствий, где Adidas помогает каждому добиться невозможного. Бренд становится символом решительности и силы, что поддерживает людей в их личной борьбе за успех.
История основателя или компании
Почему компания возникла? Какие трудности стояли перед ее основателями? Такие истории позволяют клиентам почувствовать себя частью чего-то большего, чем просто товар или услуга.
Ralph Lauren часто рассказывает истории о своем основателе, который начинал с продажи галстуков и сумел создать целую империю. Их сторителлинг базируется на американской мечте, где каждый может добиться успеха, если следует за своей целью. Также бренд любит показывать архивные кадры и часто использует их для презентации новых коллекций.
Манифест
Манифест — это не просто рекламный или креативный ролик, а трансляция ценностей бренда или компании. Здесь важно правильно их выделить и не перемудрить, а главное — не быть тем, кем вы не являетесь. Бренд одежды может воспевать силу и красоту женщин, их достижения и показывать, как он может в этом помочь.
Чрезвычайно удачно показали свои ценности в ролике о современных украинках Kachorovska и Etnodim в манифесте ко Дню вышиванки.
Почему эмоциональные связи важны?
Эмоции — это один из самых лучших способов создать длительную связь с потребителем. Когда люди ассоциируют бренд с положительными или важными для них эмоциями, они чаще возвращаются к нему снова. Именно поэтому сторителлинг — это не просто инструмент продажи, а способ построения долговременных отношений.
Мой совет для бизнеса: всегда помните, что истории, которые вы рассказываете, должны быть правдивыми и отражать ценности вашего бренда. Люди быстро чувствуют, когда что-то выглядит ложно. Аутентичность — это ключ к успешному сторителлингу. Независимо от того, какой подход вы выбираете — историю клиента, бренд как героя или манифест — важно, чтобы он резонировал с аудиторией.
Для личных блогов советую исследовать свою жизнь и делать ее интересной для себя и аудитории. Так может появиться новое хобби, традиция или привычка, и именно поэтому вы сможете построить связь с людьми, которые выбирают следить за вашим блогом.