В юбилейном десятом выпуске подкаста «Не під запис» принял участие Дмитрий Авдеев — режиссер, волонтер, автор телеграм-канала о кино «Чуєш, Тарантіно!». Он рассказал о рекламе в эпоху Tik-Tok, пропаганде в фильмах и как противостоять российским нарративам. Делимся ключевым для вас.
Рискуют ли исчезнуть срежиссированные рекламные ролики в эпоху Tik-Tok?
В эпоху Tik-Tok появился тренд на быстрый, простой и недорогой контент. Это дало толчок развитию новых профессий: видеографов, контент-мейкеров, ИИ-художников и т.д. Казалось бы, у них есть все ресурсы, чтобы заменить режиссеров и самостоятельно создавать ролики любой сложности, за меньший прайс и в более короткие сроки. Но не все так просто.
Разбираемся, почему профессия режиссера не исчезнет с появлением новых специальностей.
Донести до зрителя нужный месседж можно одним коротким кадром.
Дмитрий делится, что каждая социальная сеть сегодня имеет свои особенности по поводу хронометража и предпочтений аудитории. Но то, что их объединяет, донести до зрителя нужный месседж можно одним коротким кадром, снятым на телефон, а не роликом с продуманным сюжетом или дорогой профессиональной командой.
Но это не значит, что сюжетные видеоролики исчезнут, и профессиональные режиссеры станут ненужными. В эпоху ИИ нужны профессионалы, которые смогут качественно работать с продуктами, созданными искусственным интеллектом, привносить свой опыт и улучшать их.
Например, ИИ-художник может написать сюжет с помощью искусственного интеллекта и сделать ролик по шаблону. Но у него нет знаний, как выбирать план и какие ракурсы лучше совмещать при монтаже. На этом этапе требуется режиссер, который сможет создать продукт профессионально: проработать идею, написать режиссерский сценарий с атмосферой, цветовыми решениями, пошаговой раскадровкой и планами для съемки. И уже тогда отдать эту работу ИИ-художнику, который может создать ролик, но с правками от режиссера на постпродакшне: подкрутить цвета по принципам комплементарности, изменить темпоритм монтажа и т.п.
Поэтому профессия режиссера не исчезнет с развитием социальных сетей или искусственного интеллекта, даже если сфера изменится со временем. Знания и опыт профессионалов останутся необходимыми и незаменимыми.
Как бороться с российской пропагандой в Украине и мире
Российская пропаганда, в том числе в кино, работала годами, у нее колоссальные государственные инвестиции. Долгое время нам навязывали, что все украинское — плохое, все российское хорошее. И нам нужно бороться с архаическими столбами и образами. Потому что, к сожалению, это продолжает работать и сейчас: даже рожденные во времена независимой Украины не всегда знают настоящую украинскую историю и факты о ней.
Единственный способ, как мы можем бороться с токсичными российскими нарративами — рассказывать, как на самом деле, своим творчеством сеять зерно сомнения в людях, которые смотрят российскую пропаганду.
Нарративы нужно преодолевать не только в Украине, но и в зарубежном инфопространстве.
Эти нарративы нужно преодолевать не только в Украине, но и в зарубежном инфопространстве. В мире поймут, кто такие украинцы, только когда им это будут транслировать по разным каналам, в том числе и кино. И когда им будут пропагандировать, что Украина, беларусь и россия не вместе, не братья и не одинаковые. Это важный для страны момент, который нужно не упустить.
«Очень важно сейчас не уснуть снова. Неизвестно, как будут развиваться события дальше, но наша миссия — не прекращать говорить, больше не иметь дело с этими людьми и дальше формировать свою культуру».
Конкуренция за внимание: как украинскому кино увеличить популярность в мире
Украинской киноиндустрии не хватает обычных историй. Сегодня существует устойчивая ассоциация о том, что украинское кино сложное, как «Тени забытых предков». Должно быть больше похожего на «Памфир» или фильмы Антонио Лукича.
Мощный кейс — фильм Антона Птушкина, собравшего за неделю более 2,1 миллионов в прокате кино. Это сейчас самый успешный документальный фильм, хотя сам Антон делится, что не считает его документальным.
При создании фильмов важно делать особый акцент на маркетинге.
При создании фильмов важно делать особый акцент на маркетинге. Недостаточно создать качественный продукт, его важно продвигать, иначе о нем никто даже в Украине не узнает.
«Когда Мстислав Чернов вернулся из Мариуполя, команда увидела материал и поняла его потенциал. Пока фильм «20 дней в Мариуполе» монтировался, они сразу же занялись его продвижением в мир».
Еще один кейс — «Парк Юрского периода» Джеймса Кэмерона. Он создал новую вселенную, инвестировав 90 миллионов в съемку фильма и 90 миллионов в маркетинг, чтобы эта вселенная заработала повсюду: в магазинах, песнях, игрушках, которыми играют дети.
Рекомендация Дмитрия Авдеева
Каждому фильммейкеру рекомендую прочитать книгу режиссера Роберта Родригеса «Кино без бюджета. Как в 23 года покорить Голливуд, имея лишь 7 тысяч долларов». В ней он рассказывает, как снял свой первый бюджетный фильм «Музыкант», который стал успешным криминальным триллером 90-х годов.
Подробнее о трансформации Дмитрия как режиссера, кинорекомендации, реакции украинского кинематографа на войну и многое другое слушайте эксклюзивно в полной версии эпизода «Не під запис» на платформах Apple Podcasts, Spotify, YouTube и других.