Секреты временного таргетинга, или как охватить максимум аудитории
Практически все мало-мальски осведомленные интернет-рекламодатели знакомы с понятием «временной таргетинг»*. Большинство при этом считают, что знают, как правильно его использовать, вернее, уверены в том, что использовать его крайне необходимо при размещении рекламы в Интернете, и ограничивают активный период своих рекламных кампаний временными рамками рабочего дня, выключая кампании в вечерне-ночной период, а так же в выходные дни.
Какие аргументы приводятся в пользу этого? «Люди пользуются Интернетом в дневное время, вечером они смотрят телевизор», «В выходные люди выезжают за город и не пользуются Интернетом», «У меня деловые услуги, значит, возможность найти моих клиентов у меня есть только в рабочее время», «Клиентам надо звонить в офис для консультации, а мы работаем до семи, а в выходные вообще не работаем» и т.п. Казалось бы разумные доводы…
Но исследования поведения аудитории говорят иначе, а статистика, как известно, редко обманывает.
По статистике, рекламодатель, выключающий кампанию по окончании рабочего дня, в среднем теряет до 40% аудитории в будние дни. Думаю, факт потери 100% аудитории при выключении кампаний в выходные, очевиден, несмотря даже на то, что само количество пользователей Интернета в выходные ниже, чем в будни.
*по данным исследования Spylog
Для пущей эмоциональной убедительности приведу пример из личного опыта.
Недавно мой друг, зная, что я работаю в рекламном агентстве, пожаловался мне: выбирая товары и услуги в Интернете днем, он видит великое множество рекламных объявлений. Но при попытке выбрать что-то вечером после работы или в выходные, в тишине дома, попивая кофе в удобном кресле, в тот момент, когда он наиболее расположен к совершению покупок и выбору, он не находит даже и половины дневного будничного разнообразия контекстных объявлений. И он такой не один — потенциальный потребитель, который пользуется Интернетом в поиске товаров и услуг вовсе не в рабочее время.
Давайте посмотрим, как меняется количество пользователей Интернета на протяжении суток, и сравним с аналогичными показателями радио и телевидения. Вот данные исследования, проведенного TNS (TNS Radio Index — Октябрь — Декабрь 2009; TNS TV Index, Февраль 2010; TNS Web Index, Февраль 2010 Россия 100 000+):
На графике явно видно, как сильно изменяется количество аудитории радио и телевидения в разное время суток, тогда как у Интернета аудитория относительно стабильна на протяжении всего дня. В 7 часов утра эта самая интернет-аудитория просыпается и идет в Сеть проверить почту, почитать новости, затем приходит на работу и начинает заниматься деловым использованием Интернета (про личное использование сети в рабочее время я расскажу чуть ниже), стабильно занимается делами и… примерно в 18:00 случается небольшой провал. Казалось бы, люди ушли с работы, и Интернет для них умер? А вот и нет — на графике видно, как народ, приехав с работы домой, снова начинает активно использовать Интернет, причем к 21:00-22:00 достигает такого пика активности, как в дневные часы и даже более того. Именно в это время потенциальные потребители наиболее лояльны к покупкам — им хорошо и уютно дома, их не дергают начальники и подчиненные, они могут посоветоваться с родными и близкими по поводу предстоящей покупки, спокойно почитать отзывы, ознакомиться с предложениями на рынке.
Впрочем, я не могу не упомянуть так же и людей, которые по разным причинам работают вечером и в выходные дни: фрилансеры, люди со свободным графиком работы, менеджеры, которые дотянули срок сдачи проекта до последнего, и просто трудоголики. И этим категориям людей разного рода продукция и деловые услуги нужны в любое время суток и в любой день недели.
Да и не только им. Как показало исследование PricewaterhouseCoopers: «Интернет торговля в России. Продвижение компаний в социальных медиа», проведенное в марте 2010 года, 58% интернет-покупателей считают неоспоримым преимуществом онлайн-магазинов именно круглосуточный режим работы:
В то же время некоторые интернет-магазины, которым, по сути, положено быть круглосуточными, мотивируют свой отказ размещать рекламу в нерабочее время тем, что у консультантов магазина тоже заканчивается рабочий день, а значит, потенциальному покупателю никто не сможет предоставить дополнительную информацию о товаре.
Казалось бы разумный довод? Только не для самих потенциальных покупателей, которые хотят иметь возможность выбирать товар в то время суток, когда им удобно.
В некоторых случаях клиенты готовы записать телефон продавца и позвонить ему в рабочее время, но для бОльшего охвата аудитории может помочь форма обратной связи, в которой потенциального покупателя надо уверить в том, что с ним обязательно свяжутся на следующий день для телефонной консультации по интересующим вопросам. Причем такой вариант удобен не только для онлайн-магазинов (магазинов с возможностью оформить заказ через специальную форму), но и для любого сайта, на котором предлагается какой-либо товар или услуги. В случае наличия такой формы обратной связи на сайте, вероятность потерять потенциального покупателя, пришедшего на сайт в нерабочее время, наверняка уменьшится.
Наконец, так сказать, на десерт я хочу привести данные еще одного исследования. Помимо того, что некоторое, причем не самое маленькое, количество людей в рабочее время по доброй воле заняты работой (как бы это не было удивительно для рекламодателей, ориентирующихся на дневных покупателей), большому количеству персонала доступы к личному использованию Интернета в рабочее время перекрыты работодателями. Не стоит забывать и про этот факт.
По данным опроса, проведенного на одном из самых популярных порталов по поиску работы или персонала HeadHunter.ru, половине россиян закрывают доступ ко многим сайтам Интернета на работе. Конечно, под запрет попадают не все сайты, но в отдельных кампаниях, например, банках и других серьезных учреждениях, доступ в Интернет перекрывают почти полностью, за исключением некоторых ресурсов, необходимых в работе. Как на эти запреты реагируют пользователи?
Получается, что половина пользователей Интернета не сильно рвётся в Сеть при наличии ограничения доступа в него. Значит, свой информационный и потребительский голод они утоляют в пострабочее время, то есть вечером и в выходные.
Резюмирую всё вышесказанное: аудитория присутствует в Интернете круглосуточно. Для подавляющего большинства рекламодателей нет смысла искусственно лишать себя почти 40% потенциальных клиентов из-за мифологических предубеждений о том, что «жизни в Интернете по окончании рабочего дня — нет!». Контекстная реклама дает такой простор для получения максимально возможного количества клиентов, что лишать свой бизнес этой возможности в высоконкурентной среде — непозволительная роскошь.
Конечно, как и в любом правиле, тут есть исключения: временной таргетинг необходим для рекламодателей с ограниченными временными или трудовыми ресурсами: например, службы доставки, работающие оперативно и только в определенные часы, или службы, имеющие ограничения по количеству изготавливаемой продукции (например, пиццерия, персонал которой может изготовить только 100 пицц в день и не более того). Еще одним примером может служить служба аренды автомобилей, в парке которой ограниченное количество машин, и в какой-то момент они все оказываются занятыми. В таких ситуациях нет отложенного спроса, следовательно, рекламу надо выключать в нерабочие часы, чтобы избежать пустых переходов на сайт рекламодателя.
В остальных случаях — не надо ограничивать своих потенциальных клиентов временем выбора товара, для этого у них есть оффлайн-магазины. Надо дать аудитории возможность стать клиентами в любой момент, не зависимо от времени суток и дня недели.
*временной таргетинг — временной период работы рекламной кампаний, назначаемый рекламодателем, система рекламной площадки автоматически выключает показы всех объявлений в указанный промежуток времени.
Ольга Худых, менеджер по работе с клиентами РА ADLABS