В 2023 году на рынке фриланса в Украине состоялся очередной виток развития, открывший новые возможности для специалистов и заказчиков услуг со всего мира. Freelancehunt рассказал, как полномасштабное вторжение продолжает влиять на развитие рынка: увеличились ли бюджеты, проекты, специализирующиеся на бешеный спрос.
На 23% больше фрилансеров и на 14% заказчиков
В этом году наблюдается снижение спроса на фриланс среди специалистов. Количество фрилансеров за 2023 год выросло на 23% против прошлогодних 33%. В 2022 году сильный поток новых специалистов произошел из-за начала полномасштабного вторжения: специалисты переходили в онлайн, чтобы работать удаленно. Сейчас рост замедлился, но украинская активно продолжают переходить на фриланс.
Обратная ситуация с заказчиками — их в 2023 году стало на 14% больше против 12% прошлогодних. Такая динамика обусловлена повышением спроса на услуги фрилансеров среди предпринимателей в сфере IТ и онлайн-продуктов.
Если в прошлом году количество проектов упало на 11%, то в 2023 году оно, наоборот, выросло на 18%. Предприниматели адаптировались к условиям войны и продолжают стабильно работать, обращаясь за помощью к фрилансерам. Также заметен рост общего бюджета проектов, который против 2022 года вырос на 27%. Такая динамика изменений свидетельствует, что рынок фриланса в Украине стабильно работает и продолжает расти.
Программирование, дизайн и тексты остаются самыми популярными направлениями
Фрилансеры, как и в прошлые годы, чаще выбирают «Дизайн и арт» (28,9%), «Работу с текстами» (19,7%) и «Программирование» (19,2%) в качестве основных направлений. Наибольший рост разработчиков наблюдался в следующих специализациях:
- Blockchain — 36,1%.
- Go — 32,3%.
- Машинное обучение — 28,2%.
На 31,3% исполнителей стало больше по направлению «Написание сценариев», на 29,2% — «Редактура и корректура». Дизайнеры отдают предпочтение «Дизайну мобильных приложений» (рост фрилансеров составил 27%), «Разработке шрифтов» (21,3%) и «Инфографике» (20%).
В «Программировании» доля от общего количества проектов составляет 32,4% против прошлогодних 35,3%, в «Работе с текстами» — 13% против 15,1% в 2022 году. Доля «Дизайна и арта», наоборот, выросла с 22 ,8% до 23,7%.
Доля проектов по некоторым направлениям уменьшилась из-за стремительного роста других категорий, например, «Аудио и видео» (7,1%), «Аутсорсинг и консалтинг» (4,7%), «Продвижение» (11,7%).
По возрастанию количества проектов увеличиваются и бюджеты из года в год. В первую очередь следует отметить увеличение доли по следующим направлениям:
- «Дизайн и арт» — на 18%.
- «Продвижение» — на 15,6%.
- «Аудио и видео» — на 4,8%.
- «Аутсорсинг і консалтинг» — на 3,4%.
Отмечается, что доля бюджетов в некоторых направлениях уменьшается также из-за стремительного роста в 2023 году других категорий.
Какие специализации имели спрос в категории «Программирование»
Этот год отметился увеличением бюджетов год к году в следующих специализациях:
- Python — рост бюджетов на 37,6%.
- JavaScript — больше на 41,4%.
- Разработка ботов — рост на 41,1%.
- Интернет-магазины — рекордное увеличение показателя на 96,1%.
- Создание сайтов под ключ — рост на 39,9%.
- Разработка под Android — больше на 51,5%.
- Разработка под iOS — рост на 55,2%.
В то же время заметно уменьшение бюджетов по направлению Blockchain (28,4%).
Согласно исследованию DOU, количество вакансий для штатных программистов в 2023 году уменьшилось на треть. В то же время видно, как количество проектов и бюджетов на фрилансе по этому направлению, наоборот, растет. Такая ситуация на рынке обусловлена глобальным экономическим кризисом, необходимостью оптимизировать затраты и очевидными преимуществами проектного сотрудничества.
Следующие несколько лет предприниматели и стартапы будут инвестировать больше ресурса в привлечение разработчиков на проектной основе для реализации новых продуктов и сервисов.
В дизайне растет спрос на элементы фирменного стиля, дизайн сайтов и интерьеров
Следует обратить внимание на рост бюджетов по специализации «Дизайн интерьеров» на 153% год к году. Это может быть связано с тем, что в 2023 году большинство специалистов перешли в онлайн-формат сотрудничества.
Кроме того, в дизайне были популярны следующие специализации:
- «Логотипы» — бюджет увеличился на 64%.
- «Дизайн сайтов» — увеличение бюджетов на 63%.
- «Фирменный стиль» — безумный рост показателя на 91%.
Падение спроса на копирайтеров
В прошлом году копирайтеры и переводчики имели бешеный спрос. Предпринимателям нужны были тексты разного формата, чтобы адаптироваться к новым реалиям или с нуля перейти из офлайна в онлайн. Из-за стремительного роста в 2022 году показатели у копирайтеров несколько упали — общий бюджет снизился с 6,8% до 5,4%. Ведь теперь большинство задач, связанных с текстами, предприниматели закрыли.
Однако следует отметить специализации, в которые заказчики инвестировали больше:
- Написание статей — увеличились бюджеты на 20,6%.
- Контент-менеджер — рост бюджетов на 80,7%.
Учитывая, что SEO-специалисты чаще делегируют написание статей для поисковых систем искусственному интеллекту, среди авторов будет популярен креативный рекламный контент.
Спрос на обработку видео вырос в 2,5 раза
Видеоконтент — тренд ближайших лет, подтверждающих и цифры. В категории «Аудио и видео» выросли бюджеты по следующим специализациям:
- Обработка видео — 147%.
- Аудио и видеомонтаж — 120%.
- Видеореклама — 115,6%.
В условиях информационного перенасыщения видеореклама позволяет лучше привлекать внимание аудитории. Поэтому предприниматели и бренды все чаще ищут качественные видеорекламные решения для продвижения продуктов и услуг. Все это вызывает увеличение спроса на профессиональные услуги по обработке видео и видеомонтажа и, как следствие — рост бюджетов проектов.
Куда предприниматели инвестируют деньги для продвижения бизнеса онлайн
Понятно, что большинство украинцев делает большие ставки на онлайн-присутствие бизнеса, но без качественного продвижения желаемых результатов не добиться. Основные каналы продвижения, в которые предприниматели инвестировали больше денег:
- Продвижение в соцсетях — рост бюджета из года в год на 111%.
- Поисковое продвижение — 73,5%.
- Контекстная реклама — 67,4%.
Современные потребители все больше ориентируются на поиск информации о продуктах и услугах онлайн, что заставляет бизнес сосредотачиваться на цифровых каналах маркетинга. Это также создает среду, в которой инвестирование в онлайн продвижение становится ключевым элементом бизнес-стратегий, что и сказывается на увеличении бюджетов.
Другие перспективные направления на фрилансе
Штатные бухгалтеры постепенно перешли на фриланс, ведь здесь предприниматели готовы платить за их услуги. В то же время, специалисты получают возможность работать в комфортных условиях и за желаемый прайс. Так что спрос на услуги бухгалтеров вырос на 168% против прошлогодних показателей.
Вместе с тем, повышается спрос на архитекторов и проектировщиков в онлайне. Видим рост бюджетов в следующих специализациях:
- Ландшафтный дизайн — на 136,5%.
- Архитектурные проекты — на 103,5%.
Предприниматели делегируют поиск и сбор разной информации фрилансерам, о чем свидетельствует рост бюджета по этому направлению на 96,3%.
«В 2023 году рынок фриланса в Украине показал стабильный рост, отличившись увеличением количества как фрилансеров, так и заказчиков. Рост бюджетов в разных категориях, от веб-разработки до дизайна, маркетинга и архитектуры, указывает на адаптацию рынка к современным требованиям цифровой экономики и изменениям в потребительских приоритетах. Эти тенденции только подтверждают все большую роль фриланса в экономике.
Прогнозируя дальнейшее развитие, можно ожидать, что фриланс займет одно из ключевых мест на рынке труда, в адаптации к новейшим технологиям и удовлетворении растущих потребностей бизнеса», — подчеркивает руководитель Freelancehunt Валентин Зюзин.