Издатели и Apple вышли на тропу войны
23 Фев 2011, 13:52

Издатели и Apple вышли на тропу войны

Издатели и Apple вышли на тропу войны

 

Когда компания Apple огласила схему действия подписки на журналы и газеты (неделю назад), издатели должны были запрыгать от счастья. В конце концов, они сами этого очень ждали. Однако похоже, что ожидаемое известие лишь углубило расхождения между компанией и индустрией, фактически приблизив их к открытой войне.

 

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Напомним, в середине февраля Apple запустила сервис подписки на газеты и журналы, которые в качестве приложений распространяются в магазине AppStore. В большинстве случаев Apple будет оставлять себе 30% от стоимости подписки.

 

«Apple как красивая подружка, которая была у вас в старших классах: она стервозна без каких-либо видимых причин, — считает руководитель одного издательства, пожелавший остаться неназванным. — Они толкают издателей идти по тонкому канату, не давая никаких обещаний или гарантий. Они сделали все настолько сложным, насколько только возможно. Они не друзья, а френеми. Остается только надеяться, что FCC (Federal Communications Commission, Федеральная комиссия по коммуникациям в США. — ТК) заинтересуется этим делом». По информации The Wall Street Journal, антимонопольные службы уже изучают новые условия продажи контента.

 

Казалось бы, издатели получили то, чего так долго хотели, — возможность продавать подписку, а не только единичные копии. Но Apple, считают они, в этой игре смухлевала. Основной поток продаж будет идти через AppStore, и Apple будет забирать 30% от каждой такой транзакции. Вдобавок читатели, пришедшие через AppStore, могут предоставлять или не предоставлять издателю информацию о себе по желанию (большинство людей вряд ли испытывают такое желание). Также Apple решила, что издатели не могут устанавливать цены ниже, чем они предлагают в AppStore. Значит, они не смогут устраивать акции и делать специальные предложения для принта, как это было раньше.

 

Надежды на то, что iPad станет спасителем индустрии, развеялись. Месяцы переговоров, начавшихся после выхода планшета на рынок в апреле 2010 года, оставили издателей разочарованными и сбитыми с толку. Хваля сами продукты Apple и ориентированность компании на потребителя, они жалуются на необъяснимые задержки с одобрением приложений, отказы и категорическое неприятие обнаженного тела. При этом правила меняются с раздражающей регулярностью. Свежеоглашённые условия подписки только подлили масла в огонь.

 

У издателей газет еще больше причин для расстройства. Как и журналы, они страдают от специфического процесса одобрения приложений и от условий подписки. Но состояние их рынка хуже, чем состояние рынка журналов, что делает их более уязвимыми, особенно из-за потери контроля над продажами.

 

Недавно компания Google вознамерилась стать конкурентом Apple, предложив более привлекательные условия продажи цифрового контента. Ее подписной сервис One Pass оставляет издателям 90% денег и всю информацию о подписчиках. Но обозреватели считают, что Apple будет доминировать на рынке со своими iPhone и iPad минимум весь ближайший год.

 

Борьба идет не только между издателями и Apple. Противостояние внутри индустрии разделило издателей на несколько лагерей.

 

В одном лагере оказались большие игроки: Time Inc., Condé Nast и Hearst. Их доля рынка подписки, их база информации о читателях огромны, поэтому они пока что позволяют себе не принимать условия Apple. На другой стороне — News Corp., чья газета для iPad The Daily первой «примерила» модель подписки Apple, и игроки поменьше, вроде Hachette Filipacchi Media U.S. и Bonnier Corp.

 

Последние немедленно приняли все условия для Elle и Popular Science. И тем самым, в глазах некоторых экспертов, «продали» всю индустрию. «Издания, которые сдались Apple за один день, подобны Франции во Второй мировой», — аллегорично выразился один эксперт. Безусловно, сами представители небольших издательств так не считают. Филипп Гьюельтон из Hachette рассчитывает, что журнал Elle получит преимущество, зайдя в сервис подписки одним из первых. Он ожидает, что потребители охотно будут делиться информацией о себе благодаря тому, что издательство предложит им бонусы. Грег Хано из Popular Science говорит, что с условиями Apple можно жить.

 

Некоторые осуждают News Corp. за стремление продавать контент The Wall Street Journal на всех возможных платформах. Корпорация была апологетом платного доступа, а его внедрение удавалось во многом благодаря концентрации на одной-единственной платформе. Запуск The Daily с этой точки зрения можно расценить как каннибализм или как ситуацию, когда правая рука не знает, что делает левая.

 

Издатели надеются, что ситуация с Apple станет пробуждающим сигналом для индустрии. Причина, по которой им так тяжело проглотить эту пилюлю, — их недавняя вера в то, что iPad спасет их дело. А теперь они убедились, что если таки хотят вдохнуть в свой бизнес вторую жизнь, они должны сделать это сами.

 

 

Расскажите друзьям про новость