Пока одни не рискуют инвестировать в бизнес во время войны и ждут лучших времен, другие вкладываются в развитие и получают вдвое увеличенную конверсию. Несмотря на войну, предметы одежды и обуви остались в ТОП-5 самых необходимых товаров, на которые украинцы тратят средства (данные исследования Gradus). Привлекать новых покупателей и продавать товар ритейлу помогает правильно спланированное пространство, оформление магазина и грамотная презентация товара.
Советами поделилась Ольга Павлова, эксперт по визуальному мерчендайзингу и оформлению витрин, основательница дизайн-студии ARTLEVEL.
Витрина
Первое, что привлекает внимание потенциального покупателя в магазин, — витрина. У вас есть от 4 до 7 секунд, чтобы с ее помощью увлечь внимание клиента. Согласно исследованию, у 60% женщин появляется желание что-то купить именно из витрины магазина.
Правда, эффект возможен только при правильно оформленной панели, передающей определенный месседж бренда. Речь идет не о банальном украшении, это сложнее, чем сердечки на День Святого Валентина или цветочки на 8 Марта. На витрине нужно объединить товар, торговое оборудование и тематический декор таким образом, чтобы она превратилась в цельную композицию. И этот концепт должен быть понятен и считан покупателем за секунды.
К примеру, на витрине магазина Charisma гиперболизированные катушки с нитями и недошитый костюм говорят прохожему о том, что здесь можно не только купить одежду, но и заказать индивидуальный пошив.
Выкладка товаров
Она должна свести к минимуму усилия и время посетителя, потраченные на поиск нужной для него вещи. Кроме того, грамотная выкладка позволит увеличить чек клиента. К примеру, можно сразу создавать комплекты из товаров разных категорий. Таким образом, покупатель будет представлять ту или иную вещь в образе. Это побуждает приобрести не одну товарную единицу, а комплект в целом.
Хорошо срабатывает «правило 3-х» — комплектование трех вещей в одну группу товаров, добавление смежных товаров в основное, тематическое группирование. Ведь товар интереснее рассматривать, когда есть ассортимент и история, в которую погружается покупатель.
Товар также можно объединять по категориям, например, отдельно обувь, отдельно аксессуары, отдельно верхнюю одежду – и презентовать ее в разных зонах магазина. Или раскладывать по тематике или цвету.
Любая техника предполагает логику, по которой будете классифицировать товар. Она должна быть понятна покупателю, иначе нивелируется главное значение выкладки — облегчение поиска.
Планограмма
Посетителю требуется свобода передвижения в торговом зале. Он должен осмотреть весь ассортимент магазина, не прилагая к этому лишних усилий. Так клиент скорее найдет то, что ему нужно и выйдет из торгового зала без ощущения усталости или навязывания покупки. Для этого нужно грамотно разместить товар и торговое оборудование, заполнить пространство внутри магазина.
При этом очень помогает грамотно проработанная планограмма. Это подробный план расположения каждой единицы товара на конкретном месте — полке, рейле, столе, кронштейне, крючке.
Для создания планограммы визуальный мерчендайзер должен изучить весь ассортимент товара, знать и разместить торговое оборудование в зале. Его задача – создать путь покупателя таким образом, чтобы побуждать к прохождению по торговому залу максимально долго.
Планограмма позволяет не только навести понятный порядок в магазине, но и правильно размещать товар по торговому залу. Как именно — зависит от того, что актуально на момент продажи. Например, сезонный товар чаще всего презентуют поближе к входу — так, чтобы его первым увидели клиенты. Летом, в период отпусков, посетителей в магазинах одежды могут интересовать пляжные комплекты, шорты и прогулочные футболки. А зимой – теплые куртки и свитера. Такой товар, вероятно, будет пользоваться спросом, поэтому клиент должен видеть его первым.
Итак, грамотная планограмма помогает:
- распродать конкретные группы товара быстрее,
- выгодно презентовать новые поступления,
- поощрить купить конкретный продукт.
Дизайн
Тренды. Чтобы дизайн был по-настоящему действенным, стоит следить за трендами — они отражают настроения в обществе и их изменения. Среди сегодняшних мейнстримов выделяются футуризм, экологичность, итальянское ретро с его приглушенными цветами и блеском металла, урбанизм, оттенки одного цвета в монохроме, структурность и классика.
Можно выбрать одно из направлений или соединить несколько.
Существенное влияние визуала на продажу отмечает британский совет по дизайну. Согласно отчету, каждые 100 фунтов стерлингов, которые компания тратит на оформление, увеличивает оборот на 225 фунтов стерлингов. К примеру, продажи английской сети универмагов Selfridges выросли на 10% за 24 дня до Рождества. Это произошло после запуска рождественской кампании «С любовью от…». Параллельно с этим и количество посетителей Оксфорд-стрит, где расположен магазин, выросла на 6%.
Цвет. По данным Института Pantone, цвет повышает узнаваемость бренда на 87% и влияет на решение о покупке в 85%. А выбирая цвет Pantone, бренд сигнализирует клиенту о своей современности, гибкости и постоянном развитии.
Цветом 2023 стал Viva Magenta. Его изюминка состоит в том, что он нехимического происхождения и делается методом засушивания жучков. Это репрезентирует поиск вдохновения в природе, отслеживаемый в современных дизайнерских решениях. А компания объяснила этот выбор как динамику между искусственным интеллектом и человеческим творчеством, чтобы создать «пурпурную вселенную». Процедура определения цвета происходит раз в пол года.
Современным, понятным и результативным ритейл делают отношения бренда с покупателями. Наладить коммуникацию помогут инструменты мерчендайзинга. Они являются одними из самых доступных. И такими, что гарантированно дают результат.