Кто зарабатывает на неразберихе в digital-маркетинге
Разнообразные тренинги по интернет-маркетингу, digital и smm в Украине становятся все более популярны. Только за три последних месяца в Киеве прошло 7 тренингов, конференций и семинаров, которые призваны научить маркетологов тому, как привлечь внимание потребителя в онлайн-среде.
Дошло до того, что анонсировать конференцию и подкупать аудиторию громкими для рынка именами профи начинают без согласия самих спикеров. 15 декабря состоится очередная конференция цифрового маркетинга, которую организовывают компания Packard Capital Group, оказывающая услуги по организации бизнес-ивентов, и диджитал-агенстство Oxygen Digital Communications. Программа конференции была объявлена заранее, запущена реклама в соцсети Facebook. Среди спикеров плеяда имен didgital- рынка и известные креативные директора full service агентств. Но, как оказалось, многие заявленные докладчики понятия не имели, что они принимают участие в конференции.
Виктор Ишков, управляющий директор Ogilvy & Mather в Украине, был заявлен в качестве спикера, но приглашения от организаторов не получал. «Мы не против публичных выступлений и участия в отраслевых мероприятиях, однако, поддерживаем лишь те, которые обладают репутацией, осмыслены и направлены на развитие рынка в целом. В данном случае, еще не начав, организаторы сделали шаг, который лишает их возможности такой поддержки», — говорит Ишков.
Другой заявленный спикер конференции, Андрей Титаренко, SMM-директор Pepermint interactive, планирует дождаться официального приглашения организаторов. «Прямая реакция на данное действие только увеличит их уверенность в том, что подобные действия являются правильными. Хотя шаг, смею заметить, смелый», — говорит он. А управляющий партнер и креативный директор агентства «COXO» Юрий Бабич, о том, что участвует в конференции, узнал от MMR.
Мы обратились за комментариями к организаторам, а именно к Сергею Кравченко, менеджеру по развитию бизнеса Oxygen Digital Communications. Возникшую ситуацию он объяснил тем, что программа конференции устарела. «По техническим причинам у нас раньше запустилась реклама на Facebook, в то время как на сайте висела не обновленная информация, отсюда накладка», — сообщил Кравченко. Сразу же после нашего обращения на странице с информацией о спикерах появилась надпись «информация обновляется». В данный момент в программе конференции внесли изменения, а именно сняли ранее анонсированных докладчиков, сообщив вместо этого, что спикер уточняется.
Несмотря на недоразумения, возникшие с организацией конференции, игроки рынка позитивно реагируют на общий рост количества мероприятий по цифровому маркетингу. «Я считаю, что это явный показатель того, что рынок появился. Спрос есть, предложение есть, нехватка специалистов — есть. Почему бы не начинать на этом зарабатывать?», — говорит Бабич, оговариваясь при этом, что вопрос о том, какой уровень знаний дают такие тренинги, остается открытым. С ним согласен и Андрей Титаренко: «В любом случае многочисленные тренинги развивают рынок, среду, увеличивают знание. Но не все они достойны того, чтобы их посещали».
Некачественные тренинги либо некачественная их организация являются большой проблемой рынка digital маркетинга. При этом факторы, по которым можно определить уровень качества мероприятия, остаются потенциальному потребителю неизвестны. Поскольку ни уровень стоимости (от 600 до 3000 грн.), ни известность заявленных докладчиков не являются гарантией. Ситуация усложняется еще и тем, что этот рынок фактически никто не регулирует, хотя о возложении на себя такой функции ранее заявлял Комитет Digital Агентств Украины (UDAC).
Комитет, в состав которого вошли 10 digital-агентств, работающих на украинском рынке, былсоздан в апреле этого года во время проведения «Yalta digital forum». Тогда представители комитета , что кроме развития рынка и повышения качества digital-рекламы, функцией комитета будут и образовательные инициативы. Но сегодня, спустя полгода после заявленных целей, UDAC так и не взялся за образовательные проекты.
Впрочем, представители комитета утверждают, что на последней встрече UDAC было решено в ближайшее время реализовать проект по серии тренингов для узкого сегмента специалистов. Что же касается вопроса регуляции образовательных программ на рынке, то Андрей Титаренко, агентство которого входит в состав комитета, утверждает, что решение этой задачи находится в процессе. В то же время, по мнению Юрия Бабича, упорядочивать пока нечего, так как инициатив слишком много, а уровень знаний, которые они дают, — слишком низкий. Что не мешает представителям некоторых агентств-членов принимать участие в подобных образовательных проектах.
В результате ситуация с образовательными инициативами на рынке цифрового маркетинга остается запутанной и непонятной как для игроков рынка, так и для их клиентов. А это вовсе не способствует развитию взаимоотношений с клиентом и развитию рынка в целом. Виктор Ишков считает, что вокруг цифрового поля вообще слишком много болтовни, спекуляций и пустых слов не по делу. «По уровню шума сегмент смело может конкурировать с тренингами по лидерству и гармоничному развитию личности, спрос на которые лишь демонстрирует внутреннюю слабость и отсутствие ориентиров», — уверен он.