Украинский рынок онлайн-рекламы — на пике формы
В последние несколько лет рынок интернет-рекламы в Украине демонстрировал хорошую динамику развития, не сбавляя темпов роста даже во время кризиса. Так, в 2010 году объём этого рынка составил 280 млн грн (30%-й рост в сравнении с 2009), в 2011 — вырос до 400 млн грн. (прирост 43%).
При этом на долю направления медиа-рекламы пришлось 240 млн грн, продажи контекстной рекламы достигли 160 млн. В нынешнем году, по оценкам Всеукраинской рекламной коалиции, объем рынка интернет-рекламы вырастет еще на 32% и составит 580 млн грн.
С этим прогнозом согласилось большинство опрошенных нами игроков данного рынка. «Наша оценка в целом совпадает с прогнозом, опубликованным Всеукраинской рекламной коалицией — рынок медийной рекламы в Интернет вырастет не менее чем на 30%», — говорит начальник направления Digital в компании Optimum Media Георгий Петрушин.
Генеральный директор интернет-агентства UaMaster Евгений Шевченко даёт даже более смелый прогноз: «По нашим данным, бюджеты рекламодателей в нынешнем году увеличатся на 40-50% относительно 2011 г». Драйверами рынка являются продолжающийся рост количества пользователей Интернета и снижение стоимости доступа в Сеть. Поэтому рынок мог бы показать даже более высокий рост, однако его сдерживает сложная ситуация в ряде ключевых отраслей, а также падающая платежеспособность украинцев.
Богдан Левченко, медиадиректор в интернет-агентстве Brainberry, рассказал, что в 2012 году рынок онлайн-рекламы покажет рост до 40% в сравнении с прошлым годом. Такой прогноз обусловлен естественным ростом числа интернет-пользователей и увеличением доли онлайн-рекламы в общем медийном бюджете клиентов. Большое влияние на рынок также окажут два значимых события этого года — Евро 2012 и парламентские выборы, под которые будут выделены отдельные бюджеты.
«Хотя внимание заказчиков к онлайн-рекламе постоянно увеличивается, её доля в рекламных бюджетах украинских компаний всё ещё несравнима с мировыми показателями — 5,5% против 16% по данным прошлого года», — комментирует Марина Григоренко, директор по стратегическому планированию Escape Digital Marketing Group. Важным драйвером роста рынка онлайн-рекламы в этом году можно считать активизацию крупных производителей товаров широкого потребления. Кроме того, процесс перераспределения рекламных бюджетов в пользу Интернета ускорит ожидаемый запрет рекламирования алкогольных и слабоалкогольных напитков, а также фармацевтических препаратов. «В итоге Интернет получит большую долю рекламного пирога, чем в 2011. Мы оцениваем ее на уровне 6,5% от всей медиа-рекламы», — резюмирует М. Григоренко.
Активность крупных рекламодателей в Сети уже давно вышла за рамки традиционной баннерной рекламы. Компании ищут новые подходы к продвижению своих брендов, делая упор на комплексные и интегрированные кампании.
«Присутствие в социальных медиа для большинства брендов станет обязательным пунктом в общей рекламной стратегии, — утверждает Б. Левченко. — Помимо этого, в медийной рекламе вырастет доля видеоформатов размещения, также увеличится доля контекста в сравнении с прошлым годом».
Интерес к разнообразным видеоформатам в Украине будет одним из драйверов роста рынка интернет-рекламы в последующие годы, прогнозирует директор исследовательской компании Gemius-Украина Алексей Бакун. Ведь этот способ продвижения товаров сейчас очень популярен в Западных странах. Весьма перспективна и экзотическая ныне технология рекламы на мобильных устройствах. Поэтому в ближайшие три года рынок, скорее всего, не сбавит темпов развития и будет расти на 30-60% ежегодно.